Пер Гюнт: право на ошибку

01

В этом году «Алиsа» подарила нашему городу «Золотую маску». Неудивительно, что в 2017-ом красноярский ТЮЗ представлен на премии с размахом — сразу восемь номинаций спектакля по произведению Исаака Бабеля «Биндюжник и Король». Но это не единственная работа Романа Феодори, которая заслужила внимания экспертного совета «Золотой маски». В лонг-лист наиболее заметных спектаклей сезона вошел «Пер Гюнт» по пьесе Генрика Ибсена.

Молодой Пер Гюнт (Александр Дьяконов) — натура экспрессивная и мечтательная, он правдоподобно «летает на олене верхом», наделен детской любознательностью и раз за разом очаровывается миром. Правда соседи особо Пера не жалуют, в их глазах он деревенский болтун и сын пьяницы. Увлекается герой не только абстрактными мечтаниями, его натура с особой страстью тяготеет к женщинам. Именно неувязочка с Ингрид (Елена Кайзер) толкает историю к изгнанию Пера из деревни. Далее героя ожидает череда страстных очарований: пастушки, женщина в зеленом, восточные красавицы. В общем, сколько их там было, одному Ибсену известно.

Из деревни Пер будто бы отправляется за чудесами, которые его непременно настигнут. На этом жизненном этапе с самоопределением у героя не предвидится никаких проблем. Пер не без удовольствия ввязывается в любую подготовленную судьбой авантюру. Украсть чужую невесту? Запросто. Прицепить хвост? Да пожалуйста. Увлекает мечтательного героя многое: власть, материальное благополучие, да и вообще весь спектр плотских пороков. И вот Пер живет с размахом: богач, пророк, работорговец, что ни примерь — все к лицу. Уж такую жизнь не могли обеспечить ему мать (Елена Половинкина/Лада Исмагилова) и скромная девушка Сольвейг (Екатерина Кузюкова).

02

Несмотря на яркость жизни Пера (что с лихвой передает работа художника Даниила Ахмедова), он не может уловить что-то незримое, будто оно раз за разом ускользает от главного героя. Никакому делу он не может отдать себя без остатка, ни за какой страстью не следует долго. Сложно уловить, каким будет Пер завтра и каков он на самом деле.

Режиссеру спектакля Роману Феодори надо отдать должное, он весьма честен — мерзкие поступки персонажей он показывает соответственно, что некоторых зрителей даже смущает. Здесь любители рассуждать на тему «как в театре нельзя…» могу найти почву для демагогии. Но «Пер Гюнт» это не тот случай, когда следует торопиться с выводами. В последнем акте герой не просто стареет, он раздваивается. И здесь в игру вступает Андрей Пашнин, который мастерски справляется с ролью Пера, он будто бы лишается не только молодости, но и своей мечтательной натуры. После долгих странствий герой возвращается на родину, но узнает его лишь Сольвейг, вера которой все же спасает душу Пера.

03

Душа его действительно попадает в передрягу. Пуговичник (Владимир Мясников) требует ее на переплавку. С тем, что собственная душа не достойна Рая не спорит и сам герой. Но как же ад? Пер прожил жизнь настолько пусто, что не удостоился даже ада. Что мы можем противопоставить этой пустоте? Пуговичник отнюдь не напрасно поглядывает через Пера в зал. Кажется, что идея себялюбия, которую Пер усвоил очень хорошо, присуща не только троллям. Едва ли можно положиться и на того, кто выдает себя за священника, призывает к агрессии и позже напрочь забывает о своих словах и делах давно минувших дней. И не напрасно этот же актер (Вячеслав Ферапонтов) играет в постановке еще и короля троллей с сатаной.

04

Но история все же не об отражении общества в конкретно взятой душе. Оказаться в пустоте, когда чудеса в виде Пуговичника тебя уже настигли, а у тебя только один вопрос «кто я?» — это, знаете ли, страшно. А фокус в том, что вырвать душу из пустоты поможет только отказ от себя самого. И даже тогда решительно неизвестно сможем ли мы разглядеть Сольвейг.


В материале использованы фотографии Михаила Маклакова, источник — vk.com/krastuz

Инна Шестакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *