В начале ноября стали известны номинанты на театральную премию «Золотая маска», среди которых оказались сразу два красноярских театра. Героем номинированного спектакля Театра кукол стала фигура сложная и неожиданная — Хармс. Фантазия петербургских постановщиков (режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова) соединяется с миром писателя, даря зрителям будто сновиденческие и редко предсказуемые картины.
Кукольный Даниил Хармс выглядит весьма любопытно: вместо привычного сердитого выражения лица зритель видит печального автора, что, в общем-то, не мешает ему быть похожим на свой прототип. В спектакле он то летает, то бежит, то играет с буквами, а еще много наблюдает. В постановке Кудашова не только сам Хармс, но и удивительный мир автора приобретают объем.
Квартирка писателя выглядит меланхолично, что придает определенное настроение в начале спектакля. Однако само повествование наполнено задором и юмором. Вселенная Хармса то и дело дрейфует в сторону гротеска: пропорции нарушаются, марионетки соседствуют на сцене с людьми, сновиденческий мир рисует странные картины под выразительные голоса актеров.
Хармс относится к тем авторам, которые вызывают у читателя весьма противоречивые эмоции. Такой вышла и постановка. Она получилась по-хорошему непредсказуемой: Пушкин и Гоголь выступают героями какого-то шоу, появляются огромные огурцы и нет-нет, да умрет какая-нибудь несчастная кассирша. Кукольный театр оказался Хармсу исключительно к лицу: в нужный момент он позволяет отстраниться, а где-то появляется желание проникнуть в это заветное окошечко…
Картины Хармса в прочтении Кудашова едва ли из прошлого. Актуализируют их не композиции ДДТ (которые тут предельно уместны), а сам писатель. Кажется, что абсурднее реальности мы ничего так и не придумали. И убежать от этого решительно невозможно. В общем, кукловоды, драки огурцами и нападения кирпичей не превратились в облако дыма, а так и остались где-то под боком.
В статье использованы фотографии со страницы красноярского «Театра кукол» ВКонтакте.