Сайт «Настоящее время» в рамках проекта «История времен Путина» разместил беседу Кирилла Кобрина с участником проекта музейного спектакля о Чаинском восстании в Томской области
В Лондоне конца XVI – начала XVII века большинство людей не читало исторических «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншэда, напечатанных в трех томах в 1577 году. Тем не менее многие из описанных там событий стали известными лондонской публике благодаря театру. Драматург и актер Уильям Шекспир, опираясь на Холиншеда, сочинил около дюжины пьес, где так или иначе трактовались исторические события. Так была заложена эта характерная для европейской культуры Нового времени традиция — временной замены истории театром, где говорят об истории. О том, как эта традиция воплотилась в сегодняшней российской культуре и жизни и пойдет речь в этой видеобеседе.
Когда профессиональные историки не справляются со своей работой — или голос их по каким-то причинам плохо слышен в обществе – память о прошлом может реализоваться в самых неожиданных сферах культуры. Довольно часто роль историографии начинает играть кино – или даже театр. Такое происходит сейчас в России, где мало кто интересуется только что свершившейся историей. Для того, чтобы исправить эту несправедливость, восстановить недостаток исторического знания в общественном организме — в дело несколько лет назад вступил жанр так называемого «документального театра». Один из из известных деятелей этого направления — Михаил Калужский, журналист, драматург, руководитель театральной программы Сахаровского центра. Сейчас у Калужского новый проект, чисто исторический. Его тема — Чаинское восстание спецпереселенцев 1931 года. Это совместный проект — под эгидой Томского исторического музея.
В начинании участвуют сотрудники музея, приглашенный драматург Михаил Калужский, Томский ТЮЗ, художник Алёна Шафер и актеры. Они готовят документальный спектакль об одной из довольно редких попыток силой сопротивляться сталинскому террору и политике так называемого «раскулачивания». Чаинское восстание охватило значительную часть Нарымского края и было крупнейшим в Западной Сибири, в нем приняли участие около тысячи человек. Об этом событии знают и даже пишут – но в общественном сознании его как бы и нет, даже в региональном. Вот эту лакуну и должен заполнить музейно-театральный проект.
О том, с какими архивными документами в Центре документации новейшей истории Томской области приходится иметь дело Михаилу Калужскому, можно представить хотя бы по этим отрывкам, которые он любезно предложил «Истории времен Путина» для публикации…
Полностью читайте и смотрите здесь