«Артхив» рассказывает о том, что и как рисовал Гоголь
«Из Бадена Гоголь ездил со мной и моим братом на 3 дня в Страсбург, — сообщает задушевная подруга Гоголя Александра Осиповна Смирнова-Россет. — Там в кафедральной церкви он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь изобретательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения. Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчетливо и красиво срисовывал.
— Как вы хорошо рисуете! — сказала я.
— А вы этого и не знали? — отвечал Гоголь.
Через несколько дней он принес мне нарисованную пером часть церкви очень искусно»
Если воспринимать слова прекраснейшей Александры Осиповны всерьез, недолго решить, что Гоголь и впрямь был художником. Не гениальным художником слова, что очевидно и общеизвестно, но еще и мастером карандаша и кисти, рисунка и колорита.
Биография Гоголя, проводившего в Риме, месте паломничества (а официально говоря — стажировки) профессиональных художников, больше времени, чем в России, также наталкивает на мысль, что у писателя вполне могли быть какие-то художественные опыты. Бдения за мольбертом. Выезды на этюды. Может быть, даже не известные нам шедевры.
В середине XIX века идея о том, что Гоголь сам иллюстрировал свои произведения, была столь популярна у публики и до такой степени не вызывала сомнений, что многие рисунки (к «Ревизору», например) совершенно необоснованно приписывались писателю.
Полностью читайте в источнике.