Некоторые считают, что сельский священник живет в некой идиллии. Храм у реки, пение птиц и вечные каникулы, седенький батюшка целый день сидит в храме, изредка навещая селян для совершения треб… Но чем в реальности занимается настоятель? Как проходит его день, и какие проблемы стоят перед ним?
Мы приехали в Большую Мурту со съемочной группой «Касьяновского дома», чтобы снять материал для роликов о святителе Луке. Этот небольшой поселок, где некогда жил, оперировал и молился святой, стал одним паломнических центров Красноярской епархии — и, нужно сказать, паломнической Большая Мурта стала не без трудов настоятеля местного прихода, протоиерея Сергия Рыжова. Священник охотно общается со всеми, приехавшими почтить память святителя, будь то бабушка из соседней деревни, корреспонденты из Красноярска или архимандрит из Греции. При этом отец Сергий является настоятелем еще трех приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов и воспитывает 11 детей.
— В священническом сане я уже 19 лет. Но сейчас интенсивность работы, по правде говоря, самая высокая. В декабре у меня восемнадцать Литургий, кроме других богослужений и треб. Могу рассказать, как проходит обычный день сельского священника, если у него четыре прихода.
Вчерашний день начался с Божественной литургии в Сухобузимском, в 6 часов утра. Потом — поездка за тридцать километров в Атаманово, где я совершил Таинство Соборования, исповедовал и причастил запасными Святыми Дарами. Затем посетил психоневрологический интернат. Потом встреча с многодетной приемной семьей в соседнем селении Большие Пруды. Там я освятил дом и крестил трех подготовленных девочек. Вернувись в Сухобузимское, совершил соборование в храме и на дому. Такнаступила ночь.
— При такой нагрузке, у вас есть собственная семья. И не самая маленькая. Как вы умудряетесь справляться с делами домашними?
— Приходится приспосабливаться к реалиям жизни. Тяжело конечно, но как жить, если не работать, не трудиться? И дети тоже должны принимать участие в этом процессе. Например, вчера со мной было четверо детей. С остальными — матушка. Дети должны видеть, как работают взрослые, чтобы подрастая, знали, что каждый человек должен трудиться. Трудиться каждый день, с утра и до вечера.
К тому уже, сыновья помогают. И не только сыновья. Помогают родственники и, конечно, прихожане. А что касается детей… Многие бытовые вопросы, такие как наколоть дрова, натаскать воды и затопить печку, приходится решать именно им, когда меня нет дома. Да и когда есть, в работе участвуем все вместе. Готовит в основном матушка, но случается, что и мне приходится варить.
Раньше держали хозяйство. Было три коровы, лошадь. Но потом поняли, что невозможно все охватить. Сейчас только козы, кролики… кошки и собаки.
— Но ведь жизнь современного священника — это не только богослужения и духовное окормление. С какими реалиями еще приходится работать?
— Священник должен вести диалог с обществом. Как говорит наш Святейший Патриарх Кирилл, «не иметь приходского сайта — это сейчас преступление». Сегодня мы ведем несколько сайтов на платформах «Приход.ру» и «Церковь.ру». И тут уже самому приходится быть и редактором, и корреспондентом, и фотографом. Это тоже занимает много времени, но без этого никак. Если события приходской жизни не освещать — они так и останутся неизвестными, словно их и вовсе не было.
Кроме того — необходимо вести постоянный диалог с властью. Сейчас у нас в планах строительство нескольких церквей. Мы занимаемся выделением участка на берегу Енисея в Атаманово, под строительство храма в очень живописном месте. На все эти проекты могут уйти годы, но заниматься этим необходимо уже сегодня. Не стоит забывать, что сейчас каждый приход — это самостоятельное юридическое лицо, так что вопросами налогообложения, коммунальными услугами и противопожарной безопасностью — занимается тоже настоятель. Общается со всеми — с полицейскими, пожарными, депутатами и главами районных администраций.
Самая важная часть жизни священника — это работа с прихожанами. И это не только пастырское, духовное попечение. Иногда приходится быть и психологом. Некоторые проблемы не лежат в рамках религиозной жизни, так что приходится давать житейские советы. В современном мире священник должен быть разносторонне развит. А если речь идет о нескольких приходах — то вся работа намного возрастает. Но приходится со всем стравляться.
— Ваши сыновья ежедневно видят вашу нагрузку. Хотят ли они пойти по этому пути?
— На данном этапе, конечно, большинство сыновей хочет стать священниками. Некоторые сомневаются. Но в любом случае, необходимо пожить, поднабраться опыта. Но, а я могу сказать — цыплят по осени считают. Самое главное — не стать священником, а состояться социально: как человек, как муж, как член общества. Нет ничего хуже, чем быть плохим священником. Священство не должно стать у детей самоцелью, именно так я их воспитываю. Главное — это возрастание гармоничной личности, только так можно нести людям радость и свидетельство о Христе.
Лукинский приход в Большой Мурте — на мой взгляд, один из самых уютных храмов нашей епархии. Да и само общение с отцом Сергием и прихожанами небольшой деревянной церкви тоже можно назвать уютным. Приятно осознавать, что настоятель знает множество историй своих прихожан, хранит большемуртинские придания о святителе Луке.
Это лишь небольшая часть нашей беседы с отцом Сергием, записанной на видео. С одним фрагментом из нее уже познакомились в декабре гости «Русских вечеров в Архиерейском доме». В планах «Касьяновского дома» также более обширный рассказ о Большой Мурте, о подвиге святителя Луки и о том, как жизнь исповедника в отдаленном сибирском поселке до сих пор влияет на судьбы людей по всему православному миру.
Юрий Пасхальский специально для «Православного слова Сибири» и сайта «Касьяновского дома»