«Небольшой, но очень значимый храм»

5LRUqXwoeeE

5 марта в эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM)  вышел третий выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек».

Предлагаем вниманию читателей текст беседы, посвященной истории собора во имя Святой Живоначальной Троицы города Красноярска. Ведущий — Дмитрий Васянович, его собсебедник — главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви c обществом и СМИ Красноярской епархии, ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадий Малашин.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Уважаемые радиослушатели, вместе с Музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» «Радио России. Красноярск» продолжает цикл передач под названием «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Сегодня нам хочется поведать о церкви, которая возвышается на Караульной горе в Красноярске, а потому видна из разных точек города, невольно притягивая взгляд и местных жителей, и заезжих гостей. Окружает ее старинное кладбище, где покоятся многие почетные горожане, о которых мы не раз рассказывали в наших программах. И, пожалуй, это место последнего пристанища заслуживает отдельного повествования, и о нем мы обязательно еще поговорим, но сегодня предлагаем познакомиться с историей красноярского Свято-Троицкого собора.

Среди красноярцев Троицкая церковь считается одной из самых «намоленных». Она словно островок среди городской суеты: даже когда на праздничную службу собирается множество горожан, в ней нельзя не почувствовать благодатную тишину и покой. Как рассказывает главный хранитель Касьяновского дома, историк церкви и журналист Геннадий Малашин, строился этот храм именно как кладбищенский.

ГМ: В связи с тем, что город разрастался и старое Всехсвятское кладбище на месте современного торгового комплекса «Квант» оказалось вписанным в черту города и не удовлетворяло кладбищенским потребностям, в 1831 году было принято решение выбрать новый участок для нового кладбища. Обсуждалось несколько вариантов, в том числе Афонтова гора, но, в конце концов, было принято решение расположить кладбище на горе Кум-Тигей («Песчаный холм»).

В 1835 году началось строительство, были определены архитекторы: Дмитрий Маковецкий и Петр Шаров. Они спроектировали этот прекрасный храм в стиле позднего классицизма. Это удивительный храм: он, на самом деле, достаточно небольшой, и, в то же время, он очень значимый.

В Томске тогдашний Преосвященный Агапий дал благословение на то, чтобы кроме «холодного», основного Свято-Троицкого придела, был еще теплый, его назвали во имя святителя Иннокентия Иркутского, особо почитаемого на нашей Сибирской земле.

Весь город был занят созиданием этого храма, потому что уход из земной жизни, уход в вечность, это момент, безусловно, очень важный. Помогали и светские власти в строительстве этого храма, и духовные, и средства, естественно, активно собирались, купечество активно участвовало.

7377088466_c7205c10db_b

ДВ: Придел во имя святителя Иннокентия Иркутского освятили в 1842 году, а Троицкий в 1848. Позже на средства красноярского купца Иноземцева была возведена каменная ограда с воротами, а купец Сажин построил каменную часовню во имя святых апостолов Петра и Павла.

До 1917 года церковь оставалась приписной, то есть, службу в ней совершали священники из других городских храмов. К слову, служил здесь и кафедральный протоиерей Василий Касьянов. В год революции храм стал самостоятельным приходским. В свое время мне приходилось слышать, что Свято-Троицкий собор был единственным не закрытым во время советской власти. Однако, по словам нашего эксперта, несмотря на то, что с 1936 года только этот храм был действующим, уже к осени 1937 года все служители были арестованы и расстреляны

ГМ: 1922 год, два трагических обстоятельства: во-первых, это изъятие церковных ценностей. Список икон и каких-то драгоценных вещей, изъятых из храма, был огромен. Когда изымали из храма мощи и икону почитаемого всеми красноярцами и сибиряками Иннокентия Иркутского, прихожане умоляли не снимать ризу, потому что икона старая, икона срослась даже физически с этой ризой. Тем не менее, риза была содрана с иконы, была брошена вместе с другим золотом и серебром, которые якобы должны были спасти голодающих Поволжья, хотя на самом деле это был сбор средств на мировую революцию. Икона была передана в музейный отдел, судьба ее, насколько мне известно, была достаточно печальна. Второе обстоятельство, связанное с 1922 годом, это массовое явление в Русской Православной Церкви обновленчества, не миновавшего многие наши храмы, в том числе и Свято-Троицкий.

К 1937 году репрессивная машина набрала обороты, была поставлена задача уничтожить священство. И вот, осень 1937 года, ночь над кладбищем, подъезжает «черный воронок», из сторожки выводят одного из последних священнослужителей, диакона Георгия Пигулевского, затаскивают в машину… И вот, фактически поставлена точка в довоенной истории храма.

ДВ: В течение еще двух лет молитвы прихожан продолжались тайно. А в сентябре 1939 года было принято официальное решение крайисполкома о закрытии церкви. Сообщалось, что община «распалась», а оставшаяся небольшая группа верующих «от внесения средств на ремонт здания отказалась», вследствие чего здание «приходит в негодность». Храм должны были передать под автомотоклуб, но в итоге в нем разместился фурнитурный цех фабрики кожевенных изделий Крайлегпрома.

Во время войны началась оттепель в отношениях Церкви и государства. Храмы вновь стали возвращать верующим. Среди прочих церквей, был вновь открыт и Свято-Троицкий собор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

ГМ: Не могу не назвать имя Николая Васильевича Попова: это был протоиерей, который после лагерей начал служить, когда возникло потепление в отношениях между государством и Церковью в 1943 году. Он начинал служить подле святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и после его отъезда из нашего города в Тамбов Николай Попов был вынужден взять бразды правления нашим Красноярским благочинием.

Николай Попов пользовался этой «церковной весной», но понимал, что после войны послабления Церкви со стороны государства могут исчезнуть, и потому пытался открыть как можно больше храмов. Сначала был открыт Никольский кладбищенский храм, потом, в 1944–1945, был открыт Покровский собор. Была возвращена Церкви наша знаменитая часовня во имя Параскевы Пятницы на Караульной горе, ее приписали к Покровскому храму.

И вот, Николай Васильевич просто забросал соответствующее начальство просьбами передать верующим еще и Троицкий храм. Он аргументировал это тем, что храм почти не пострадал от размещения там этого самого фурнитурного цеха фабрики, и, в конце концов, к 1947 году верующие успели получить Троицкий храм от государства. Но не разрешили там открыть самостоятельный приход — хоть в этом да ущемить верующих — и храм передали Покровскому собору в качестве приписного. И вот, начинается новый период в его истории…

ДВ: Во времена Хрущева храмы вновь начинают закрываться. Но в этот раз Троицкий собор остается открытым для прихожан. Сюда были перенесены иконы из других церквей, и он становится, по сути, духовным центром нашего края. Тесно связано с этим храмом имя человека, с которым мне довелось быть знакомым. Скажу больше: он сыграл некогда очень важную роль в том, что я стал регентом. Это архимандрит Нифонт, которого помнят и любят многие красноярцы. И мы обязательно посвятим ему отдельную программу. Более 20 лет прослужил отец Нифонт за престолом Свято-Троицкого собора.

ГМ: В декабре 1965 году архимандрит Нифонт, тогда еще иеромонах, в миру Николай Дмитриевич Глазов, назначается настоятелем этого храма и красноярским благочинным.

nifont

Архминадрит Нифон (Глазов) (1919 — 2004)

Это совершенно особый период в истории Церкви, но о нем можно рассказать подробнее, когда будем говорить об отце Нифонте. Пастыри, которые служили в этом храме, а это и [будущие митрофорные протоиереи] Феодор Васильев, Иоанн Романюк, они очень много сделали для этого храма.

Не могу не назвать имена архимандрита [ныне — епископа Ливенского и Малоархангельского] Нектария (Селезнева), протоиерея Андрея Казанцева, митрофорного протоиерея Игоря Котомцева — каждый из этих пастырей, названных и неназванных, внес свою лепту в благоукрашение этого храма, одного из самых любимых у красноярцев.

И, знаете, его нельзя не любить. Для меня с этим храмом связано много каких-то личных моментов, именно придя в этот храм, во времена работы на телевидении, я понял, что мне, некрещенному верующему, все-таки нужно принять Святое Крещение. Потом с этим храмом связана и первая попытка Исповеди, и понимания того, что нужно, наконец, причаститься… Да и в духовной жизни многих красноярцев, знаю, этот храм занял особое место.

ДВ: Службы в этом храме продолжаются и сегодня. А у стен его упокоены служившие некогда в Свято-Троицком соборе священники, чьими трудами и молитвами эти стены выстояли в сложные времена и останутся нерушимыми на многая лета.

i72

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *