С чего начинается культура? Существует множество вариантов ответов на этот вопрос в виде разных расхожих афоризмов: «Культура начинается с запретов», «Культура начинается семьи» или «Культура начинается с целомудрия».
Так с чего же она начинается на самом деле? Выступления симфонических оркестров, картинные галереи или шедевры архитектуры, — все это было бы невозможно без труда учителей художественных и музыкальных школ.
И в этой связи особенно важная и неблагодарная роль достается тем педагогам, которые трудятся не в областных и краевых центрах, а в скромных и небольших городках. С одним из них — директором детской музыкальной школы № 1 города Ачинска Жанной Капустиной — нам посчастливилось побеседовать:
— Здравствуйте, Жанна Николаевна! Скажите, пожалуйста: наверняка ваше знакомство с музыкой состоялось в этой школе?
— Да, когда-то я сама училась здесь, потом уехала в Красноярск, окончила там училище искусств (современный Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича — прим. ред.), сдала вступительные экзамены в Институт искусств и… забрала их, решила не продолжать учебу. Поработала два года в красноярском Дворце труда и вернулась домой, в Ачинск, в родную музыкальную школу.
Второй раз в школу я пришла в 1988 году. Изначально я была преподавателем теоретических дисциплин (сольфеджио и музыкальной литературы) и фортепиано. Проработала долгое время и даже не стремилась к директорству.
— Приятно радует внешний вид вашей школы. Скажите, она всегда работала именно в этом здании?
— Нет, судьба у школы была непростой: раньше она размещалась в простом деревянном здании — маленькой такой постройке с печным отоплением. Ее переселили в бывшее здание общеобразовательной школы, в 1973 году оно сгорело, а школу временно обустроили на первом этаже жилого дома.
Представляете, наверное, какие там были «кабинеты» — приспособленные кухоньки и комнаты. Тем не менее, педагоги работали, учили детей; на это время, кстати, и выпали мои ученические годы.
Ну а потом школа переехала сюда, в бывшую общеобразовательную школу — в это величественное здание дореволюционной постройки, с массивными кирпичными стенами старой кладки…
— …И вы всем этим руководите.
Как я уже говорила, к этой должности я как-то и не стремилась. Но, к сожалению, кадры у нас не молодеют, а стареют… И даже многие мои нынешние коллеги — это мои же бывшие учителя. Конечно, с другой стороны это хорошо: сохраняются традиции, преемственность, и потому наш коллектив отличается особым профессионализмом.
Так что даже не знаю, какие причины сыграли тогда, в 2009 году, свою роль: может быть, назрела необходимость в новом молодом руководителе. Может, вспомнили о моем дополнительном высшем образовании. Как бы то ни было, мне предложили, а я согласилась, потому что школу свою люблю.
— Чем, прежде всего, вы руководствуетесь в директорской работе?
— Самое главное для нас — сохранять и приумножать накопленные опыт и традиции. Мы не впадаем в самодеятельность, культивируем академизм и стараемся делиться этим со всем городом. Статус классической музыкальной школы для нас — самое важное.
Конечно все это сопряжено с хозяйственными вопросами, ведь школа самим внешним видом должна соответствовать нашим идеалам. Раньше здание находилось в, мягко говоря, непрезентабельном состоянии. Центр города, рядом администрация, — а школа, стоит, извините, вся обшарпанная и ободранная. Это надо было срочно менять, я подала заявку на ремонт, появились подрядчики. Повезло, что это оказались порядочные, ответственные люди, которые прислушивались к нашим предложениям и пожеланиям.
Задумок и идей, конечно же, много. В первую очередь, сейчас мы стеснены тем, что на верхнем этаже занимается Ачинская художественная школа им. А.М. Знака — все время обещают, что им вот-вот предоставят отдельное здание. А так, конечно же, хотелось, чтобы появилось отдельное здание для малышей из начальных групп; ведь им нужны отдельное здание, отдельные материалы, отдельная мебель.
Учитывая, что дети ежедневно здесь находятся по нескольку часов, хочется, чтобы у них было место, где можно хотя бы попить чаю — а не чтобы бабушки с термосами сидели, как сейчас. Это требование диктует сама жизнь!
Ну и, конечно же, важны сами музыкальные инструменты. Для школы мы всегда стараемся приобретать только самое лучшее. Вот, например, вы видите рояль «Циммерман» — настоящий, немецкий. Заполучить его было непростым делом, но теперь это гордость всей школы.
Потому неудивительно, что и мы, педагоги, чувствуем отдачу от своих подопечных. Оттого и на конкурсах лауреатами становимся, берем первые места.
— Но далеко не у всех есть необходимые способности для подлинных успехов в музыке. Как мотивировать детей?
— Музыкантами — настоящими музыкантами, успешными и состоявшимися — из сотни учеников будет один-два и это нормально, об этом мы постоянно говорим на родительских собраниях. Но мы учим детей культуре, ставим их на новый эстетический уровень, здесь они учатся слышать друг друга! И даже если ребенок просто сидит и слушает классическую музыку, когда-нибудь это сыграет свою роль.
К этому мы всегда и стремимся. Ведь музыка это синтез всех человеческих чувств: и зрение, и слух, и осязание. Поэтому мы стараемся, по мере своих возможностей, всесторонне развивать детей, чтобы они заходили сюда и открывали для себя что-то иное в сравнении с повседневностью.
Важно воспитывать в детях максимализм: либо хорошо, либо никак. Это, наверное, наш главный посыл к ним.
— Музыкальная школа не может существовать сама по себе. Как у вас налажены связи с внешним миром?
— Вот, например, сегодня завершаются Ачинские Рождественские чтения. Это мероприятие городского Управления образования, пусть не культуры, но они пришли именно к нам, а не в общеобразовательную школу. А это уже показатель доверия и высокой оценки.
На наших концертах всегда полные залы, будь то выступления музыкантов из других городов, или самих наших учеников и педагогов. В школу постоянно звонят: когда следующий концерт, какие есть билеты.
Мы открыты и доступны для любой аудитории, идет ли речь о Городском дворце культуры или о нашем Доме ребенка. Конечно, оттуда наши ученики все время возвращаются взволнованными, в слезах — такие сильные впечатления — но все равно регулярно выступаем и там.
Особенно приятно, что о нас знают и за пределами Ачинска, в первую очередь, в Красноярске: и мы ездим с концертами в краевую столицу, и оттуда приезжают к нам преподаватели, проводят мастер-классы.
— Какие еще у вас есть поводы для гордости и чего хотелось бы достичь в будущем?
Еще одна особенность нашей школы, которой мы гордимся: все преподаватели — играющие. Каждый в любой момент может взять свой инструмент и сыграть. Конечно, так должно быть, но на практике это отнюдь не везде. У нас представлены едва ли не все возможные инструменты: скрипка, фортепьяно, баян, аккордеон, гитара, домра, труба, саксофон, кларнет…
Складываются целые династии. Например, у нас есть замечательная семья духовиков по фамилии Аунс: супруги и их сын, вместе трудятся над общим делом. Гордость школы — духовой оркестр — во многом является их детищем. Вообще, раз речь зашла об оркестрах, то должна похвастаться — в нашей школе их пять: народных инструментов, духовых, гитаристов и два преподавательских (духовой мини-бэнд и народной музыки).
Немало наших выпускников уезжают, успешно поступают, учатся, преподают сами и выступают в самых разных городах: не только в Красноярске, но и в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге…
Жалко ли нам отпускать своих бывших учеников? С одной стороны, да, а с другой… это ведь естественно, когда талантливый и способный человек ищет и достигает чего-то большего. Тем более, что обратная связь сохраняется: они приезжают, дают о себе знать, благодарят нас… Так что никто не в обиде.
Самый главная цель на будущее — сохранить наш строгий академизм. Сохранить и приумножить. А чтобы это стало возможным, мы будем развивать отделения, приобретать новые инструменты, порой совсем диковинные для наших краев. Совсем недавно, по просьбе духовиков, обзавелись маримбой — это такой ударный инструмент, родственник ксилофона.
Одним словом, все в наших руках. Важно лишь поставить себе и коллективу цель и к ней стремиться всеми силами!