Вчера мы рассказали об известной многими работами русских художников деревне Абрамцево, а сегодня подробнее пройдемся по стоящей в ней Спасской церкви, к которой именитые мастера кисти тоже приложили руку.
Об истории церкви, из воспоминаний Васнецова:
«Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина — от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, т. к. вел в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял».
Внутри просто сказка!
Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента. Резьба выполнена профессиональными резчиками в Москве.
На царских вратах две иконы Благовещения, выполненные Василием Дмитриевичем Поленовым:
В одном из своих писем художник М.В. Нестеров писал о церкви в Абрамцеве:
«Тут целиком новгородский и псковский характер, подобное можно видеть и по сие время, но чего нельзя встретить — это образов-картин, которые вделаны в иконостас. Я упомяну лишь про главные. Направо — местный образ «Нерукотворный Спас» — писал и недавно переписывал Репин. На меня сделал этот образ впечатление современного идеалиста страдальца с томительным ожиданием или вопросом на лице. Человек этот прекрасный, умный, благородный и пр., но… не Христос.
Рядом с ним, только несколько левее, царские двери и на них «Благовещение» работы Поленова… Обстановка и костюмы веют востоком, все изящно и благородно, но чего-то нет… нет того, что есть в рядом находящемся творении Васнецова: «Благодатное небо» или «Дева Мария с Предвечным Младенцем». Эта вещь может объяснить Рафаэля…»
Позже он использовал эти образы в росписи Владимирского собора в Киеве:
Мозаичный пол — работа Васнецова. Н.В. Поленова так описывает процесс его руководства:
Тогда на бумаге появился набросок стилизованного цветка, и Васнецов сам, по нескольку раз в день, забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направлял изгибы линий и подбирал камни по тонам. К общей радости, скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок. В нем появилось что-то небывалое, творческое, и он стал прародителем нового художественного направления стилизации природы:
И чудная печь работы Михаила Врубеля:
Позже, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой Андрея Мамонтова, сына Саввы Мамонтова, умершего в 1891 г.:
Об истории семейства Мамонтовых и судьбе поместья читайте в следующих выпусках «весны в Лукоморье»!
Дина Незеленая