Вкус весны в Лукоморье. Часть вторая: церковь

Вчера мы рассказали об известной многими работами русских художников деревне Абрамцево, а сегодня подробнее пройдемся по стоящей в ней Спасской церкви, к которой именитые мастера кисти тоже приложили руку.


Об истории церкви, из воспоминаний Васнецова:

«Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина — от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, т. к. вел в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял».

церковь 1церковь 2

Надвратный образ Спаса Нерукотворного, выполненный В.Д. Поленовым в технике майолики

Надвратный образ Спаса Нерукотворного, выполненный В.Д. Поленовым в технике майолики

Внутри просто сказка!

Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента. Резьба выполнена профессиональными резчиками в Москве.

царские врата 1

На царских вратах две иконы Благовещения, выполненные Василием Дмитриевичем Поленовым:

царские врата 2

В одном из своих писем художник М.В. Нестеров писал о церкви в Абрамцеве:

икона 1«Тут целиком новгородский и псковский характер, подобное можно видеть и по сие время, но чего нельзя встретить — это образов-картин, которые вделаны в иконостас. Я упомяну лишь про главные. Направо — местный образ «Нерукотворный Спас» — писал и недавно переписывал Репин. На меня сделал этот образ впечатление современного идеалиста страдальца с томительным ожиданием или вопросом на лице. Человек этот прекрасный, икона 2умный, благородный и пр., но… не Христос.

Рядом с ним, только несколько левее, царские двери и на них «Благовещение» работы Поленова… Обстановка и костюмы веют востоком, все изящно и благородно, но чего-то нет… нет того, что есть в рядом находящемся творении Васнецова: «Благодатное небо» или «Дева Мария с Предвечным Младенцем». Эта вещь может объяснить Рафаэля…»

Позже он использовал эти образы в росписи Владимирского собора в Киеве:

икона 3

 

Работа Васнецова «Преподобный Сергий»

Работа Васнецова «Преподобный Сергий»

Роспись на окнах выполнил сына Мамонтова Андрей

Роспись на окнах выполнил сын Мамонтова Андрей

Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом Е.Д. Поленовой

Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом Е.Д. Поленовой

 

клирос

И как расписаны клиросы!

Мозаичный пол — работа Васнецова. Н.В. Поленова так описывает процесс его руководства:

Тогда на бумаге появился набросок стилизованного цветка, и Васнецов сам, по нескольку раз в день, забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направлял изгибы линий и подбирал камни по тонам. К общей радости, скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок. В нем появилось что-то небывалое, творческое, и он стал прародителем нового художественного направления стилизации природы:

напольная роспись

И чудная печь работы Михаила Врубеля:

печь 1

печь 2

Позже, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой Андрея Мамонтова, сына Саввы Мамонтова, умершего в 1891 г.:

часовня


Об истории семейства Мамонтовых и судьбе поместья читайте в следующих выпусках «весны в Лукоморье»!

Дина Незеленая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *