Кто хоть раз был во время Великого поста на чтении канона Андрея Критского, видел, как удивительно преображается храм в эти минуты. Электрический свет полностью гасится, и по всему храму воцаряется теплое сияние. Видны лишь руки и лица прихожан, держащих свечи. Священник над покаянными строками, святые образы на стенах и аналоях… Даже человек, далекий от церкви, не сможет не оценить эстетику этого вечернего богослужения.
Но свеча — это не устаревший, пусть и загадочно-красивый, вид освещения. В ней кроется глубокий символизм православной веры. Свеча — это символ света. А сам Господь — «Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир» (Ин. 1:9). Свечи сопровождают нас при крещении, свечи держат в руках венчающиеся, с ними происходит обряд погребения.
Сегодня вокруг церковной свечи скопилось множество толков, часто противоречащих друг другу, мифов, даже карикатурных образов. Чтобы ответить на некоторые важные для новоначальных вопросы, мы побеседовали с настоятелем красноярского Пантелеимоновского больничного храма протоиереем Андреем Казанцевым.
Что такое свеча в православном храме?
— Свеча перед образом — это наша жертва. Нормальная практика, когда человек приходит в храм и ставит перед иконами свечи. Это жертва, маленькая толика, возможность помочь, прежде всего, себе. Свеча олицетворяет именно нашу жертвенность, нашу веру, освящает наши дела. Вроде это и небольшой элемент, но для верующих людей он значит очень многое.
Почему свечи не бесплатные?
Многие критикуют Церковь за «торговлю в храме», и один из самых распространенных аргументов — это «дорогие свечи». Откуда такая неприязнь именно к этой жертве?
Приходят люди, у которых вообще нет средств, конечно, им так дают свечки. А у кого есть возможность, тот поддерживает приход. Но это не самое главное. Я думаю, любой настоятель стремится, чтобы не на свечи люди жертвовали, а чтобы они пришли в храм. Когда человек воцерковляется, он и свечи ставит, и записочки пишет, и вообще живет Церковью. Такие люди помогают материально, не спрашивая, почему свечка такая дорогая — они сами знают нужды прихода.
Вообще, на этом не нужно акцентировать внимание. Во все времена были околоцерковные люди, которые приходят раз в год, на большие праздники, за святой водичкой. Ставят свечку, а потом столько разговоров!
Мало кто знает, но Церковь платит все налоги, кроме налога на прибыль (потому что у нас нет прибыли), и это большие суммы. Хорошо представлять, что Церковь такая «неземная», что в ней само все делается. Но делают-то люди. А что касается «дорогих свечей», то в нашей Красноярской епархии они — очень дешевые. Другое дело, что люди бывают скупые.
Какие есть опасности для новоначальных?
Многие невоцерковленные, но иногда посещающие храм люди, относятся к церковной свече как к некому магическому символу. Стоит поставить свечку, и все желания сбудутся.
Всегда у нас бывает такое. Люди так могут относиться не только к свечам, некоторые так относятся и к Таинствам. Для многих важна именно обрядовость. Думают, что после Исповеди и Причастия у них все сразу станет хорошо. Но они забывают, что это целый путь, путь длинной в целую жизнь. Прежде всего, нужно быть искренне верующим человеком, стремиться к внутреннему изменению.
Через обрядовость, так или иначе, проходят все. Сначала поставят свечку, с мыслями, что это решит все проблемы. Потом начинает задумываться, почему этого не происходит — начинают воцерковляться, ходить в храм чаще. И, постепенно, приходит правильное понимание.
Я считаю, что даже когда люди приходят в храм только для того, чтобы поставить свечку, помолиться о близких — это уже хорошо. В этом нет ничего плохого, это путь к Богу. Опасность начинается тогда, когда человек делает все механически, без души.
И еще, если человек верит, что свеча и молитва перед образом поможет — может Бог действительно сразу поможет. А вот механическое, чисто обрядовое отношение — это совсем другое.
Насколько важна роль свечи в духовной жизни православного человека?
— Когда человек ставит свечку — это целое Таинство. Скажем, к примеру, у нас храм открывается в полвосьмого утра, и врач зашел, поставил свечку, помолился, а помолиться за Литургией нет возможности. Но это ведь не значит, что он сделал для своей души меньше. Некоторые отстоят и всю Литургию, все как положено, но выходят из храма и начинают опять грешить, да еще и осуждать тех, кто просто «поставил свечку».
Но при этом лишь на свечах заострять внимание не надо. Это лишь один из элементов нашей веры. Вспомним годы атеистических гонений. Бывало, что священники служили Литургию в тюрьме, без всяких свечей. Служили ночью, а вместо антиминса была грудь архиерея или священника, которого наутро расстреляют. Тело Христово собирали по крошкам, по всей тюрьме, кустарными образом делали кагор. И Господь эту жертву принимал.
Так и здесь, и свечей может не быть, но вера будет большая, и наоборот. Можно стоять молиться и лоб расшибать, но это будет лишь поверхностно, а можно поставить свечку и Господь поможет.
Вот что я хочу сказать: пускай наша вера будет как свечка, чтобы она горела и трещала, чтобы не было никаких сомнений у нас. Вот и всё.
Юрий Пасхальский специально для «Православного слова Сибири» и сайта «Касьяновского дома»