В Красноярске по-прежнему не утихает общественная полемика насчет восстановления Богородице-Рождественского кафедрального собора на набережной в районе Стрелки.
К сожалению, далеко не все горожане понимают, что речь идет не о строительстве «новодела», а именно о возрождении старинного храма, почти век являвшегося настоящей архитектурной жемчужиной всей Сибири. Потому сейчас важно помнить о славном прошлом Богородице-Рождественского собора, чтобы лишний раз убедиться в том, что эта церковь нужна нашему городу. Хотим ли мы быть городом безликим — с одними только торговыми центрами и панельными многоэтажками — или городом историческим, хранящим и восстанавливающим памятники прошлого?
Конечно, для музейно-просветительского центра «Касьяновский дом» восстановление собора имеет особенное значение — ведь именно в этом храме, на протяжении почти четырех десятилетий, нес служение человек, чье имя носит наш проект — кафедральный протоиерей Василий Касьянов.
- Храм, который опередил время
Это утверждение может показаться броским, но в действительности оно соответствует историческим обстоятельствам: инициаторы начала строительства Богородице-Рождественского храма в 1843 году вряд ли могли предположить, что уже через 18 лет Красноярск станет центром новой Енисейской епархии, которому «по статусу» будет необходим красивый и вместительный кафедральный собор.
Богородице-Рождественский собор. Литография XIX века
Изначально возведение храма приурочили к рождению у императора Николая I внука — великого князя Николая Александровича. Красноярск в ту пору утверждался не только как столица молодой Енисейской губернии, но и как важный центр золотодобывающей промышленности. Но а что могло лучше засвидетельствовать крепость в вере и верноподданнических чувствах преуспевающих красноярских купцов и промышленников, чем строительство храма?
Именно так, в соответствии с русской традицией благочестия, и решили 22 октября 1843 года поступить наиболее состоятельные предприниматели города во главе с Исидором Григорьевичем Щеголевым. Конечно, вряд ли они могли предположить, что тем самым помогут Красноярску обрести себя в еще одном статусе — духовного центра необъятной Приенисейской Сибири.
- Храм — архитектурный шедевр
А каким еще мог быть бы храм, созданный по чертежам самого Константина Андреевича Тона — автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве?
Великий зодчий спроектировал собор для далекого Красноярска в 1843–1844 годах. Богородице-Рождествеский храм стал одним из ярких образцов так называемого «русско-византийского стиля»: его здание имело продольно-осевую трехчастную структуру, состоявшую из прямоугольной собственно церкви с полукруглой алтарной апсидой и притвором.
К основному зданию с западной стороны примыкала колокольня, а с южной и северной, соответственно, Никольский и Крестовоздвиженский приделы. Еще один придел, во имя мучеников Исидора и Татианы был устроен в храмовой крипте с юго-западной стороны. Главный объем собора завершался пятью покрытыми металлом шатрами на вертикально вытянутых восьмигранных барабанах.
- Храм, который строили дважды
Ошибки, допущенные строителями церкви, привели к тому, что осенью 1849 года верхние своды почти уже достроенного здания обвалились, стены треснули; по счастливому стечению обстоятельств, произошло это в нерабочее время, поэтому никто из людей не пострадал.
Пятилетний труд, казалось, обернулся прахом, но уже упомянутый выше Исидор Щеголев принимает смелое решение — построить собор заново, уже исключительно на собственные средства. Повторное строительство обошлось промышленнику более в чем 550 тысяч рублей (почти 60 млн по современному курсу), а ждать его окончания пришлось еще 12 лет, однако на этот раз Богородице-Рождественский храм был успешно возведен — казалось бы, на века.
Особой гордостью сибиряков стало то, что участниками благоукрашения собора стала и императорская семья: цесаревич Николай Александрович пожаловал в главный придел храма икону Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позлащенной ризе и киоте палисандрового дерева, а императрица — полную ризницу.
А смелый меценат был отмечен на самом высоком уровне — Исидор Григорьевич стал кавалером Ордена Анны II степени с императорской короной.
- Самый большой храм в Сибири
Пятиглавый храм, освященный 21 сентября 1861 года епископом Томским и Енисейским Порфирием, стал самым крупным на необъятной территории Российской империи за Уральским хребтом.
Длина собора составляла 55,3 м, ширина — 23,4 м, внутренняя высота — 40,4 м. Неудивительно, что Богородице-Рождественский собор служил не просто архитектурной доминантой, но и сердцевиной всей жизни красноярского общества. Достаточно сказать, что при утраченном храме действовали церковно-приходская школа и большая библиотека, в фондах которой была представлена как церковная, так и светская литература.
В разные годы гостями собора становились члены царской семьи, генерал-губернаторы Восточной Сибири, иерархи Русской Церкви, иностранные гости — и у всех его посещение вызывало необычайный восторг. На рубеже XIX и XX веков Богородице-Рождественский храм во всей его красоте увидели будущий последний русский император цесаревич Николай Александрович и знаменитый норвежский путешественник, ученый и дипломат Фритьоф Нансен.
- Храм, который не сдался богоборцам
Революционные события открыли череду печальных страниц в истории Богородице-Рождественского кафедрального собора.
Главный храм епархии предсказуемо стал одной из первых мишеней красноярских большевиков: 28 апреля 1922 года, под предлогом сбора средств в помощь голодающим Поволжья, новые власти изъяли из собора большую часть богослужебной утвари и облачения. После сравнительно умеренного антиклерикализма 1920-х годов, когда власти пытались побороть Церковь путем поддержки раскольников-обновленцев и атеистической пропаганды, началась трагическая эпоха «воинствующего атеизма»: храмы стали закрывать, осквернять и уничтожать.
И Богородице-Рождественский собор вновь выступил первой мишенью. Если какие-то другие храмы могли «спастись», став складами, рабочими клубами или домами культуры, то самый главный храм, по логике воинствующих атеистов, нужно было непременно уничтожить, не считаясь ни с чем.
30 декабря 1935 года Крайисполком коммунистической партии принимает решение о сносе кафедрального собора. Поругание святыни летом 1936 году превратилось в настоящее сражение. Собор держался до последнего: потребовалось три взрыва, чтобы обрушить его стены (последний был произведен 12 июля 1936 года).
А его фундамент богоборцам так и не покорился: на нем и был возведен Дом Советов Красноярского края — современное здание краевого Правительства, которое появится только спустя два десятилетия. Перед окончательным разрушением святыни гонители вынесли из нее иконы и утварь. Впоследствии почти всё это уничтожат…
Безбожники не постеснялись и вскрыть гробницы покоившихся в соборной крипте епископа Евфимия (Счастнева), управлявшего Енисейской епархией в 1898–1912 годы, ктитора Исидора Щеголева и его супруги Татьяны. К своему удивлению, коммунисты обнаружили, что тела владыки Евфимия и обоих Щеголевых остались нетленными. Но и это не вразумило фанатиков: останки людей сначала выставили на всеобщее обозрение в Краеведческом музее, а потом сожгли…
Богородице-Рождественский кафедральный собор на протяжении почти целого века был архитектурным шедевром всероссийского масштаба, главной рукотворной достопримечательностью и величайшей святыней Приенисейской Сибири. И то, что сегодня мы не можем наблюдать его в центре краевой столицы — следствие не планомерного хода истории, а трагических событий, нелепого и злого эксперимента над исторической памятью и национальным самосознанием.
И теперь, спустя 80 лет, история дает Красноярску уникальный шанс восстановить справедливость и обрести утраченную по злой воле святыню. Насколько ужасным событием явилось уничтожение собора, настолько непоправимой ошибкой станет отказ от его восстановления.