Уникальный вечер-концерт «Русский салон эпохи Романовых» состоялся в Красноярском краевом государственном Театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского 18 мая — в день 150-летия со дня рождения страстотерпца императора Николая II.
В сценарии, написанном главным хранителем «Касьяновского дома» и руководителем Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадием Малашиным, нашлось место и актерской игре, и вокальным выступлениям, и оркестру, и тематическому видеоряду. Итогом стали захватывающие и волнующие полтора часа, объединенные темой переживания и осмысления противоречивого опыта новейшей российской истории.
Не холопы и слуги, но — верные подданные
Казалось бы: как связаны с династией Романовых Сибирь и, в частности, Красноярье? Резиденции венценосных особ и восточные окраины необъятной империи друг от друга отделяли десятки тысяч километров, и, кажется, едва ли в Москве и Санкт-Петербурге вообще имели представление о том, как живут сибиряки, учитывая скорость тогдашних путей сообщения.
Однако же — нет. Начать, хотя бы с того, что сам по себе Красноярск не мог возникнуть без соответствующего повеления государя Алексея Михайловича. И в дальнейшем едва ли не каждый российский монарх будет уделять пристальное внимание развитию восточных окраин стремительно крепнущей державы.
А если подойти к вопросу еще основательнее, то нельзя не прийти к выводу: в стране, где многие поколения жителей почитали самодержавие за единственно возможный для России строй, все успехи и достижения естественным образом связывались с именем правящей династии. И в этом не было никакого низкопоклонства и духа холопства, просто государство рассматривалось как большая семья, а его правители — словно старшие в ней. А в какой семье дети не любят своих родителей?
— Их имена — императоров, великих князей, назначенных ими губернаторов, запечатлены были когда-то навечно в именах и названиях Красноярска…
Александровский бульвар… Владимирский приют… Александровская хирургическая больница… Степановский переулок…
…Имена и названия будут забыты и уничтожены, как и сами бульвары и памятники, — напоминает переполненному залу Театра оперы и балета голос автора вечера.
Не пройдет мимо внимания аудитории и другой исторический факт: последний русский царь бывал в Красноярске лично, хоть и еще в 1891, до восхождения на престол. К тому историческому визиту красноярским ученым И.Т. Савенковым и его коллегами была написана кантата. По несчастливому стечению обстоятельств, тогда музыкальное произведение так и не было исполнено — на «Русском салоне эпохи Романовых» кантата прозвучала впервые.
Разные пласты одного убийства
Тему трагедии событий вековой давности — революции, цареубийства и гражданской войны — можно назвать сквозной, прошедшей через все номера концертной программы. На скорбный лад настраивает уже само начало представления: на экране — портрет последних из Романовых, звучит песня на слова из стихотворения Георгия Иванова.
— Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно…
Какие печальные лица
И как это было давно.
Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны —
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны…
Чем же была по своей сути Екатеринбургская трагедия столетней давности? Авторы вечера предложили зрителям на выбор несколько вариантов ответа, каждый из которых не исключает другого: убийство Николая II и его близких — это и трагедия одной семьи, и подвиг страстотерпчества, и зловещий пролог дальнейших событий в стране. Если, оказывается, легко можно лишить жизни тех, в ком поколения предков видели Божиих помазанников, то что тогда и говорить об «обычных» людях, оказавшихся в один момент «классовыми врагами» и «буржуями»?
— Ты кровь их соберёшь по капле, мама,
И, зарыдав у Богоматери в ногах,
Расскажешь, как зияла эта яма,
Сынами вырытая в проклятых песках.
Под парусами корабля времени
И, тем не менее, скорбь и переживания не стали эмоциональными доминантами этого удивительного вечера.
Олицетворением робких надежд на преодоление и нравственную победу над ужасами былого символически воплотил в себе парусник, будто бы совершенно случайно оставленный на сцене одним из участников представления. Но затем звучит песня «Воздушный корабль» — произведение о другом императоре совсем другой страны — и аналогия становится предельно ясной. Государь-страстотерпец и его семья не покидали и не думали оставлять свою страну, духовно они до сих пор пребывают с Россией, — словно хотели сказать зрителю организаторы вечера.
И в этой связи как нельзя уместнее прозвучали слова из предсмертного письма великой княжны Ольги Николаевны:
— Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…
Именно эти простые и в чем-то, быть может, наивные слова и стали лично для меня кульминацией всего вечера. В понятных каждому нравственных нормах лежит ключ и для понимания прошлого, и — к построению будущего.
Мнения
Временно исполняющий обязанности Губернатора Красноярского края Александр Усс:
— Особую благодарность я хотел бы выразить организаторам и участникам этого необычного, глубокого и проникновенного концерта, который, несомненно, тронул каждого из тех, кто пришел этим вечером в Театр оперы и балета. Память об императоре Николае II, память о страшном злодеянии вековой давности до сих пор не может оставить нас, нашу страну.
Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон:
— Вспоминая жизнь государя императора, мы осознаем, что являемся единой страной, государством, державой, во главе которой стоят мудрые и осознающие колоссальную ответственность люди. Но, при этом, без народа, без наших молитв Бог не будет способствовать никакой власти.
Начальник Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Баринов:
— Очень сильное впечатление произвел финал. От воспоминания о трагических событиях авторы концерта привели нас к мысли о необходимости единения, преодолении былых ошибок, духовном и нравственном возрождении.
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края Вера Оськина:
— Это не просто концерт, он сродни поэме. За полтора часа мы прошли огромный исторический путь, соприкоснувшись с радостными и горестными событиями в истории наших большой и малой Родин.
Концерт стал частью программы III Международного гуманитарно-просветительского форума «Славянская душа». Организаторы форума — Красноярская митрополия и Центр духовной культуры «Красноярское Воскресение» при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, региональных Министерства культуры и Министерства образования, Главного управления культуры города Красноярска и краевого Дома дружбы народов.