Избавляющая от уз

Тюремное служение Церкви — одно из самых непростых и не всегда верно понимаемых светским обществом. Помогать людям с ограниченными физическими возможностями или испытывающим материальные трудности — это понятно, духовно окормлять военных или полицейских — тоже, в общем-то, объяснимо, но зачем нужна проповедь о Христе тем, кто по своей воле преступил законы Божии и человеческие?

v_Nh4kRomFk

Анастасия Узорешительница в темнице. Современное иpображение. Источник: pravmir.ru

В Евангелии от Матфея мы читаем: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36). Спаситель прямо ставит заключенных на одну доску с нуждающимися и страждущими. И одной из первых христианок, воплотившей эти слова в жизнь, и стала Анастасия Узорешительница.

Святая мученица родилась в конце III века в столице Римской империи. К тому времени христианство уже успело распространиться по всей территории необъятной державы и найти отклик в сердцах и душах людей самого разного социального статуса. Не будет преувеличением сказать, что будущая Узорешительница была едва ли не самой «высокородной» из первых христианских мучеников: она происходила из знатной, приближенной к императорскому двору семьи римского сенатора.

Однако мать и домашний наставник Анастасии — оба тайно исповедовавшие Христа — воспитали ее христианкой. Спустя годы по воле отца и поперек собственного желания девушку выдали замуж за знатного язычника. Семейная жизнь, мягко говоря, не сложилась, однако супруг скоропостижно скончался, и Анастасия осталась наследницей его несметных богатств. Их-то она и обратила на помощь узникам.

Как известно многим, в ту горестную пору — на рубеже III–IV веков — император Диоклетиан замыслил искоренить христианство по всей своей державе. И в столице, и в провинциях тюрьмы были буквально переполнены схваченными христианами. Анастасия избирает для себя особый подвиг: вместе с немногими помощницами она ходит от узилища к узилищу и, подкупая стражников, перевязывает раны заключенным, делится с ними пищей и лекарством.

Святая не отличает христиан от «обычных» воров и разбойников: она помогает всем, и многие благодаря ней приходят ко Господу. За это ее и прозвали Узорешительницей — разрешающей, избавляющей от страданий.

Анастасия Узорешительница 2

В недолгой биографии мученицы примечателен один эпизод: она сама отдает себя в руки гонителей, убедившись, что полностью растратила полученное от супруга наследство. Затем последовали долгие уговоры отречься от веры (одно только высокое происхождение Анастасии не позволяло язычникам расправиться с ней без промедлений), уже затем пытки и мученическая смерть на костре. По преданию, это случилось в 304 году в Сирмиуме, провинция Панония (ныне — Сремска-Митровица в Сербии).

Изо всего множества житий и подвигов раннехристианских мучеников пример святой Анастасии оказался особенно часто вспоминаем потомками, в особенности в православной традиции. Так, на Руси мученице приписывали «попечение» не только над заключенными, но и беременными женщинами, а в день ее памяти женщины традиционно освобождались ото всякой работы. Неоспоримым свидетельством почитания памяти Узорешительницы служит хотя бы популярность имени «Анастасия» в православных странах, от Сербии и до России.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *