Так ли много ветхозаветных персонажей могут «с ходу» назвать современные верующие? Адам и Ева, Авель, Давид, Соломон, Моисей… Только достаточно искушенные в библеистике люди вспомнят более десяти имен, не забыв попутно, где лежали корни ссоры между Исавом и Исааком, что такое Скиния и кто разрушил Иерихон.
Но из десятков имен древнеизраильских пророков, царей и военачальников одно выбивается из общего ряда: пророка Илию на Руси исторически почитали всем народом, словно, скажем, Георгия Победоносца или Николая Чудотворца. Этих двух святых от ветхозаветного Илии (жившего в IX веке до н.э.) отделяло больше тысячелетия, т.е. для них он был почти настолько же «древним», настолько эти двое святых — для нас. В чем же, если можно так выразиться, «секрет» пророка, которого равно чтут и православные, и католики, и мусульмане, и иудеи?
Прежде всего, Илия заметно выделяется на общем фоне христианских святых. Если большинство из них выбирали для себя мирную проповедь, пост и молитву, то этот пророк не стеснялся крайних мер в отстаивании веры в единого Бога. Илия жил в трудные времена: в Израильском царстве правил слабовольный Ахав, чья жена-финикийка была одержима идеей навязать израильтянам языческие культы своих соплеменников (крайне жуткие даже в сравнении с более известными нам древнеегипетскими и античными верованиями). Святой в ответ творил чудеса, обличал царя-отступника и его жену, не боялся напрямую противостоять языческим жрецам.
Внимательный читатель наверняка уже заметил очевидные параллели между пророком Илией и Иоанном Крестителем. Оба жили при не самых, мягко говоря, достойных правителях, обоих люто ненавидели нечестивые царицы, и оба не побоялись принять это противостояние. Более того, в Святом Евангелии можно прочесть, что Иоанну Предтече было предначертано прийти в «духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Особенное почитание пророка веками жило в древнееврейском обществе. Во многом, причиной тому была особенная милость, оказанная Илии — его живым забрал на небо Господь (надо сказать, что кроме него такой чести были удостоены лишь ветхозаветный патриарх Енох и апостол Иоанн Богослов), ниспослав огненную колесницу.
Святой Илия появляется на страницах Нового Завета и лично: во время Преображения Иисуса Христа он явился вместе с пророком Моисеем, и они беседовали со Спасителем «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Таким образом, пророк Илия — не просто ветхозаветный персонаж, не просто обличитель нечестивцев и не просто пророк. Прежде всего он служит живым воплощением единства Ветхого и Нового завета.
Образ воинственного пророка обрел новую жизнь со становлением христианства. Бывшим язычникам — будь то греки, ближневосточные народы или славяне — гораздо проще и понятнее был именно такой бесхитростный и отважный святой, к тому же, повелевающий молниями на своей огненной колеснице (что позволяло непроизвольно передавать ему атрибуты отвергнутых, но не забытых языческих божеств).
Оттого и неслучайно, что в православной традиции святого пророка Илию принято вспоминать 2 августа (20 июля по ст.ст.) — некогда в эти же дни наши далекие предки почитали небезызвестного «громовержца» Перуна. Так же закономерно, и что самого «пламенного» из святых избрали своим небесным покровителем Воздушно-десантные войска России.
Ну а в русском фольклоре Илия накрепко остался «ответственным» за грозовую стихию. Отсылки к этому сюжету можно без труда отыскать в разных произведениях русской и даже советской литературы. Над наивной крестьянской верой в пророка насмехался живший уже в середине XIX века тургеневский Базаров, с ней же (в числе других «суеверий») боролись уже в Советской России юные пионеры из «Бронзовой птицы» А.Н. Рыбакова…