«Историк и поэт отличаются друг от друга <…> тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй — о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история — о единичном», — эти слова Аристотеля, пожалуй, лучше всего бы подошли на роль эпиграфа к литературному вечеру «Поэзия. Россия. ХХ век», состоявшемуся 25 мая в Архиерейском доме города Красноярска. Встреча стала торжественным завершением XXI Красноярского краевого Пасхального фестиваля искусств и благотворительности.
Такое спасительное слово
— Сегодня мы, дорогие друзья, хотим предложить вам жить стихом. Мы — это поэты, артисты, читатели, журналисты, студенты и их преподаватели, — сказал, приветствуя полный конференц-зал Архиерейского дома, ведущий вечера — главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви c обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин.
Что же это такое — «жить стихом»? Слова из последней строчки стихотворения Б.Л. Пастернака «Камертон» — его зачитала заслуженный артист России Светлана Сорокина — послужили отправной точкой всего вечера. Так как все-таки можно жить стихом? Или, быть может, это поэзия помогала людям хранить искры жизни, беречь спрятанное в коротких стихотворных строках духовное и культурное наследие предков.
— Что может быть острее в 2017 году, чем переосмысление столетнего опыта. Александр Блок назвал ХIX век «железным и воистину жестоким». Если так, то ХХ век мы должны назвать свинцовым <…>.
Но поэты «не волки по крови» своей, — это слова уже Осипа Мандельштама. Они хранили великое русское Слово, берегли его даже тогда, когда изнемогали от тяжелых лишений, теряли близких, погибали в лагерных бараках и тюремных подвалах, — об этом собравшимся напомнила редактор красноярского литературно-художественного журнала «День и Ночь» Марина Саввиных.
Роковые события столетней давности для многих выдающихся русских литераторов стали, прежде всего, трагической развилкой. Остаться на охваченной смутой Родине или свободно творить за ее пределами? Служить новой власти или сохранить верность идеалам «чистого искусства»? У каждого на эти вопросы нашлись свои ответы, но большинство творцов русской поэзии прошли выбранный путь с честью и достоинством.
Вечное против преходящего
Тема нравственного выбора и верности избранному пути, обозначенная в уже упомянутом «Камертоне» Б.П. Пастернака («Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси»), не раз и не два словно эхом отзывалась в других произведениях других поэтов:
в первую очередь, конечно же, в громогласном «Поэт в России больше чем поэт» Евгения Евтушенко.
Но совершенно особый тон вечеру придало другое: встреча началась с воспоминания не о Пастернаке, Ахматовой или Бродском, а известном ныне лишь в узких кругах ценителей поэзии поэте Георгии Маслове. Его жизнь трагически оборвалась зимой 1920 года, в одно время с крахом Белой Сибири — Маслов, рядовой колчаковской армии, скончался от тифа в красноярском госпитале.
В его поэзии словно запечатлены неуловимые мгновения краха всего прежнего перед лицом неизвестного и неумолимого будущего:
Скорбно сложен ротик маленький.
Вы молчите, взгляд потупя.
Не идут вам эти валенки,
И неловки вы в тулупе.
Да, теперь вы только беженка,
И вас путь измучил долгий,
А какой когда-то неженкой
Были вы на милой Волге!
Вместе с Масловым могли погибнуть и его стихи; их по памяти восстановила вдова поэта Маслова Елена Тагер, уже спустя десятилетия, — отметил для аудитории Геннадий Малашин. Короткая жизнь Георгия Владимировича — он прожил всего лишь 24 года — служит лишним подтверждением тому, что, как установили еще в античном Риме, Vita brevis ars longa («Жизнь коротка, искусство — вечно»).
Неизвестное об известных
Искусство вечно в отличие не только от человеческой жизни, но и многого из того, что он созидает. Приходят и уходят в небытие государства, династии, целые империи с миллионами подданных… Полуироничный стих про валенки или тулуп словно проложил мостик к подлинному реквиему по безвозвратно утерянной дореволюционной России. Вокальные произведения Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь», сорвав настоящий шквал зрительских аплодисментов, исполнила лауреат международных конкурсов, солистка Красноярского государственного театра оперы и балета Анна Киселева.
«Отчалившая Русь» — это и серьезный удар по привычному образу Есенина как отчаянного повесы и лихого хулигана; за внешним балагурством проступает натура глубокого патриота и искренне верующего человека. Метаморфозы творчества другого великого поэта — Бориса Пастернака — на вечере раскрыла декан филологического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доцент, кандидат филологических наук Татьяна Садырина.
А еще одним вокальным украшением вечера «Поэзия. Россия. ХХ век» станут песни на стихи красноярского поэта Игнатия Рождественского в исполнении члена Союза композиторов России Александра Михалева. Встреча вообще оказалась удивительной с точки зрения не только стихотворного, но и музыкального разнообразия: высоко оценили зрители и романсы на стихи русских поэтов, исполненные артистом драматического театра им. А.С. Пушкина Владимиром Абакановским.
Под фортепианную музыку Рахманинова и Скрябина, исполняемую профессором Красноярского государственного института искусств Сергеем Чайкиным, звучали произведения Николая Гумилева, Марины Цветаевой и Евгения Евтушенко… И каждое из этих имен, в какой-то степени, — загадка, неразрешимое противоречие, непостижимый феномен. Например, почему многим поколениям отечественной публике так дорог Николай Гумилев, воспевавший, прежде всего, не родные поля и леса, а далекие просторы неведомой Африки?
— Сборник стихов Гумилева попал мне в руки совершенно случайно. И я сразу понял, какой это глубокий поэт. Последнее время я замечаю, что даже мыслить стал его стихотворениями — настолько он мне близок, — признался аудитории студент Красноярского государственного института искусств Артем Симонов, перед тем, как прочесть любимое стихотворение «Жираф».
В одном ряду с творцами российской поэзии очень гармоничным оказалась соседство сербской поэтессы Десанки Максимович — ее творчество презентовал журналист, поэт и переводчик Сергей Щеглов.
Храмы для поэзии
Искусство, хоть и вечно, но нуждается в своих «храмах», и вопрос сохранения духовной культуры в XXI веке приобретает особую актуальность. Кстати, литературные вечера в Архиерейском доме — это не что-то новое; подобные встречи в историческом здании проходили в историческом здании как раз в неспокойном 1917 году, о чем собравшимся напомнил сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский. Переполненный конференц-зал Архиерейского дома показал: желание у людей приобщаться к ней никуда не исчезло, проблема только в том, что осталось не так много мест, где это возможно сделать.
И в этой связи неслучайным стало то, что наравне с великими поэтами на вечере «Поэзия. Россия. ХХ век» вспомнили о профессоре Галине Максимовне Шленской — известной своими трудами и заслугами в области просвещения, словесности, педагогики, теле- и печатной журналистики. «Так как знала и чувствовала поэзию Галина Максимовна, ее мало кто из красноярцев чувствовал и знал», — убежденно отметила профессор кафедры филологических и гуманитарных дисциплин Красноярского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Наталья Редько.
Одной из последних инициатив Галины Шленской при жизни стал проект музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края — проект «Касьяновского дома». Остается лишь надеяться, что в ближайшем времени наш центр сможет принимать гостей сам, на своей территории. Надежду на это выразили и хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин, и соведущие вечера, и многочисленные зрители.
Протоиерей Виктор Теплицкий, штатный священник Никольского кладбищенского храма г. Красноярска:
— Событие превосходное: вечер удался, и вряд ли бы кто другой смог подобный вечер так провести. Единственное, мне показалось крайне амбициозной задумкой уместить все ХХ столетие в полтора часа: и «Серебряный век», и «шестидесятников», и других поэтов. Тем не менее, всё получилось.
Денис Львов, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Сибирского федерального университета:
— Вечер прекрасный, все прошло великолепно. Особенно меня порадовало то, как построена программа: каждое произведение было именно на своем месте, последовательность выверена с невероятной четкостью.
Глеб Кольчурин, студент Красноярского государственного института искусств:
— Если честно, немного волновался перед вечером: никогда еще не приходилось выступать в такой аудитории. Однако и акустика, и публика оказалась одинаково превосходными. Был бы очень рад выступить здесь еще!
Организаторами XXI Красноярского краевого Пасхального фестиваля искусств и благотворительности. являются Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Дом дружбы народов Красноярского края, Администрация города Красноярска, Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».