В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел пятнадцатый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии», написанной в канун революционных событий и оказавшейся бесценной в XXI веке, рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Здравствуйте!
В этом году исполняется сто лет со дня издания удивительной книги — «Краткое описание приходов Енисейской епархии». Ценность ее сегодня велика еще и потому, что многие храмы, история возникновения которых описана на этих страницах, сегодня стоят в руинах, либо вовсе стерты с лица земли. И начало этим варварским событиям было положено в том же году, когда книга вышла в свет — в 1917.
Кажется, словно ее издатели торопились запечатлеть эти соборы и церкви, увековечить их на бумаге — как будто могли знать о том, что всё это вскоре может быть разрушено — и очень торопились. Ведь и сами редакторы сборника признавались, что труд сей не был окончен и вначале задумывался более полным. И как правильно, что решено его было издать — очень вовремя. Ведь в случае небольшого промедления эта книга могла бы вообще не увидеть свет!
Впрочем, обо всём по порядку. Как рассказывает главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин, история этого труда началась намного раньше — с момента создания в 1861 году Енисейской епархии. Ведь уже тогда местные священники принимали участие в этнографических и археологических исследованиях.
ГМ: Интерес к церковной истории на берегах Енисея никогда не прекращался. Вполне естественно, что любой священник, начиная нести служение в новом храме интересовался: а что здесь было до него?
Если пытаться обозначить вехи на пути к созданию «Краткого описания…», то нужно вспомнить время, когда нашей епархией управлял епископ Тихон (Троицкий-Донебин). В 1886 году Императорское археологическое общество обратилось с просьбой оказать содействие в составлении археологической карты Енисейской губернии, ради сохранения и спасения ценностей от бесследного уничтожения.
Надо сказать, что епископ Тихон очень оперативно отреагировал на эту инициативу. В «Енисейских епархиальных ведомостях» он распорядился напечатать соответствующие материалы. И с тех пор на страницах главного и единственного церковного журнала Приенисейской Сибири стали регулярно появляться заметки о жизни приходов, их истории, прошлом: как далеком, так и не очень.
Но по-настоящему духовенство принялось за эту работу только после 1910 года. И связано это было с прямым указом Священного Синода о необходимости церковно-археологических обществ и древлехранилищ на территории каждой епархии.
ДВ: Итак, в марте 1912 года в Красноярске было создано Церковно-археологическое общество. Возглавил его ректор духовной семинарии, герой одной из наших предыдущих программ, выдающийся педагог и будущий иерарх Русской Православной Церкви Николай Асташевский.
Через год был утвержден устав общества, которое ставило своей целью «изучение церковно-религиозной жизни в пределах Енисейской епархии, обследование, охрану и собирание памятников и предметов церковной старины». Предполагалось также со временем устроить «архив письменных документов церковной старины и библиотеку историко-археологических сочинений».
Именно в эти годы и начался активный сбор информации об истории каждого прихода в епархии. Делались запросы священникам на местах, — рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин. Но, как водится, далеко не каждый откликнулся, может, в виду занятости или по какой-либо еще причине.
ГМ: Активно взялись за собирание церковной старины, в первую очередь, руководители и члены Общества. Надо сказать непременно хотя бы о нескольких его представителях.
Например, это Иван Васильевич Фигуровский — племянник будущего митрополита Пекинского и Китайского Иннокентия. Вообще, Фигуровских можно назвать одной из самых известных красноярских священнических династий. Иван Васильевич был авторитетным, высокообразованным человеком, который приложил немало усилий для того, чтобы будущая книга — «Краткое описание…» была написана и увидела свет.
В чем же была сложность? В первую очередь, в том, что систематическая работа по сбору данных о приходах в Енисейской губернии никогда не велась . Тем не менее, небольшие библиотеки, собрания «древностей», как их тогда называли, существовали при многих храмах существовали.
Когда листаешь «Енисейские епархиальные ведомости» за 1913 год, то видишь, как появляются материалы по изучению истории своего прихода. Конечно, это касалось, к сожалению, далеко не всех. Поэтому и когда открываешь «Краткое описание…», удивляешься: про одни храмы известно всё, от года постройки до того, какие священники там служили и как менялся состав прихожан, а про другие просто написано: «История уходит в глубокую древность, время основания нам неведомо».
ДВ: К моменту выхода книги в свет в Красноярской епархии было 315 приходов. Конечно, храмов было больше — поскольку церкви были и монастырскими и домо́выми.
Надо заметить, что объясняя сельским священникам благотворность исследования истории своего храма, Фигуровский подчеркивал, что «пастырь сроднится с приходом, дорог ему будет свой приходской храм, родными ему будут на церковном погосте могилки „отец и братий“ и скончавшихся иереев, его предшественников: из прошлого своего прихода он уразумеет лучше и нужды настоящего современного положения своего села».
Как признавались составители книги в предисловии, с замыслом дать историко-археологический обзор прошлого Енисейской губернии членам редакционного комитета пришлось сразу покончить. И даже несмотря на это, изданный справочник вобрал ряд значимых и малоизвестных сведений, чья ценность только возрастала по мере усиления в стране антирелигиозной деятельности властей — подчеркивает историк Церкви Геннадий Малашин.
ГМ: Как церковный историк-краевед, я с благодарностью отношусь к работе этих людей. Так, когда мы десять лет назад начали изучать историю и неизвестное тогда еще житие священномученика Димитрия Апанского, то первым делом взяли в руки «Краткое описание…». И полстранички из него, посвященные апано-ключинскому Никольскому приходу, стали основой для будущего исследования…
«Краткое описание приходов Енисейской епархии» вышло в свет на рубеже 1916 и 1917 годов. Шла Первая мировая война, с каждым годом всё хуже становилось социально-экономическое положение губернии. А потом грянула революция, Сибирь и всю Россию поглотила гражданская война.
Ивана Фигуровского арестуют в 1920 году, когда советская власть вернет себе Красноярск, и расстреляют. Он был не только церковным историком, не только выдающимся преподавателем, но и членом Поместного собора 1917–1918 годов, представителем Енисейской губернии в составе Временного церковного управления, которое действовало в Сибири в годы правления адмирала Колчака. Это был человек, который любил Церковь, любил малую и большую Родину, человек достойный, оставивший после себя этот грандиозный и неоценимый труд.
Из описанных 315 приходов до наших дней сохранились очень немногие. Видимо, умом и сердцем составители чувствовали, что когда-нибудь этот труд пригодится потомкам. Так и произошло спустя многие десятилетия, когда в 80-х и 90-х годах прошлого века исследователи по крупицам стали собирать, восстанавливать информацию об истории Православия на Красноярской земле, продолжать дело Церковно-археологического общества Енисейской губернии…
ДВ: Нужно добавить, что эта книга была переиздана в 1995 году стараниями краеведа Владимира Черкашина и издательства «Краевед». Благодаря работам по поиску и восстановлению подлинника, сохранившаяся в считанном числе экземпляров книга стала доступна широкому кругу читателей.
К ней уже не раз обращались и мы, авторы программы «Летопись Красноярского края», рассказывая вам о событиях вековой давности, в рамках цикла «Уроки столетия. Церковь. Общество. Человек».