«Россия — православная страна» — по данным социологических опросов так считают почти четверо из пяти наших сограждан. Но одно дело — мнение, а другое — факты. Кто-то резонно возразит: а разве вообще возможно измерить «православность» народа? Конечно, нет. Но некоторые показатели, так или иначе, о ней свидетельствуют. Например — восприятие традиционных религиозных праздников.
«Праздники, которые мы забыли», — с такой темой состоялась новая встреча из цикла «Касьяновские четверги». Ведущими выступили редактор литературно-художественного журнала «День и Ночь» Марина Саввиных и сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский.
Капуста и первый снег
В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы именно он органично стал главным примером забытых (или не совсем) праздников. И пример был выбран как нельзя удачный! Праздник, веками бывший одним из самых любимых и чтимых в России, стал таковым благодаря именно «народной», а не «официальной» церковной традиции. С собственно церковной точки зрения его значимость не так уж высока: Покров, хоть и является Богородичным торжеством, в цикл двунадесятых праздников не входит.
Но сейчас нашим современникам этот праздник известен, мягко говоря, не очень хорошо. В этом участники «Касьяновского четверга» могли убедиться, посмотрев кадры опроса жителей Красноярска, состоявшегося у Покровского кафедрального собора.
После просмотра ролика сложились удручающее впечатление: в наши дни, как оказывается, Покров в обывательском сознании прочно ассоциируется, в лучшем случае, с приметами народного календаря: выпадением первого снега и началом заготовки капусты на зиму. А духовный смысл Покрова и традиции почитания этого дня в России оказались никому из респондентов неизвестными. Лишь только один молодой человек попытался развить тему религии, невпопад упомянул апостола Петра и… сам же осекся.
Одним словом, картина в духе чеховского «Вишневого сада»: разобщенность поколений, мыслей и действий. Сад стоит в запустении, а что с ним делать — никто не знает. Вот и остается только готовить капусту.
Народный праздник иностранного происхождения
Так что же мы празднуем на Покров? Об этом собравшимся напомнил один из почетных гостей вечера, штатный священник Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин. В начале X века, во время одного из набегов варварских племен (точно не известно, турок, арабов или даже наших предков-язычников) на Константинополь, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, после долгого богослужения увидели Небесную Владычицу, раскинувшую свой покров над молящимися. А на следующий день враг отступил.
На Руси же, склоняются историки, этот праздник принес в массы владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, объяснявший заступничеством Божией Матери свои ратные успехи. В частности, именно по его инициативе был возведен выдающийся памятник русского зодчества — храм Покрова-на-Нерли. Примечательно, что даже в греческой традиции к Покрову не сложилось столь благоговейное отношение, а у православных балканских народов этот праздник вообще малоизвестен.
«Народное» и «церковное»
Но одно дело — набожный князь, а почему простой народ, далекий как от событий истории Византии, так и душевных переживаний Андрея Боголюбского, так искренне полюбил этот праздник? И почему тогда восприятие Покрова, у потомков упало до того самого «капустно-снежного» уровня? Нельзя же все списывать на семь десятилетий господствующего атеизма в нашей стране: во-первых, этот период давно канул в лету, а во-вторых, далеко не все нити преемственности традиций ему удалось оборвать.
Разгадку помогло найти выступление Ларисы Экард, руководителя фольклорного ансамбля «Перецвет», которая напомнила о том, что с праздником Покрова в России традиционно совпадало окончание сезона сельскохозяйственных работ. Потому и русские люди могли в середине октября и возблагодарить за помощь Пресвятую Богородицу, и как следует отпраздновать духовное торжество вкупе с житейской радостью в неформальной обстановке. Молодые люди и девушки же могли, не отвлекаясь на бытовые заботы, подыскать себе пару на вошедших в народную традицию «вечорках».
Однако сложившийся за века традиционный уклад сельской жизни был разрушен в ХХ веке, как преобразованиями в экономическом устройстве общества, так и в религиозной доктрине. Потому и до нашего поколения дошла лишь пресловутая «капуста», — сохранившийся в «личном подсобном хозяйстве» элемент сельско-хозяйственного уклада.
Не обошлось, как это водится на «Касьяновских четвергах», и без полемики, начало которой вопросом о соотношении «церковного» и «народного» в празднике Покрова положил руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин. Отвечая на него, Лариса Экард, как подлинный энтузиаст своего дела, не могла не упомянуть и о традиции незамысловатых гаданий на Покров — опять-таки, связанных с поиском жениха или невесты.
— Православная Церковь ворожбу и гадания всегда осуждала, — был верен своему пастырскому долгу отец Максим Золотухин.
— Но смотрите: одно дело всякие современные экстрасенсы, гадалки, иноземная «магия», и совсем другое дело — наше, народное… Вот, например, валенки через забор кидать — это же безобидно! — не сдалась Лариса Экард.
— Все равно это суеверия, пережитки язычества. Как можно говорить, что одни лучше, а другие хуже?
— Но какие-то отдельные компоненты язычества всегда были и будут в нашем подсознании…
Дискуссию по-джентельменски завершил сам отец Максим, признав, что несмотря на неодобрительное отношение Церкви к таким народным традициям, как всевозможные гадания, заниматься их сбором, исследованием и реконструкцией в XXI веке — дело поистине тяжелое, ценное и необходимое для сохранения исторической памяти.
Но, как справедливо напомнил батюшка, в первую очередь, Покров — это церковный праздник. И участники тех же «вечерок» перед весельем благодарили Небесную Владычицу за богослужением в православном храме.
Зачем нужны хороводы в XXI веке?
В ходе вечера всем собравшимся в равной степени была показана как духовная красота праздника Покрова, так и глубина, богатство и многообразие его традиций.
«Чтобы все не превратилось в „капусту“ и „первый снег“, а этого и так уже немало в культуре и образовании, нужно спросить самого себя: „А что я сделал, для того, чтобы традиции нашего народа, его культура, основанная именно на Православии, сохранилась?“
Вот, в видеоопросе, который мы с вами смотрели, женщина жалуется на семь десятилетий атеизма, что люди воспитывались в таком мировоззрении… Но с тех пор уже прошло двадцать шесть лет», — справедливо отметил директор красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка» Андрей Бардаков.
А в завершение вечера ансамбль «Первоцвет» представил собравшимся возможность не только посмотреть, но и лично поучаствовать в исконных народных забавах праздника Покрова: хороводах, играх, пении песен.
Какой контраст в сравнении с современной культурой дискотек и ночных клубов! Во-первых, даже не смотря на то, что часть игр назывались «целовальными», выглядили они совершенно целомудренно и скромно, но не становились от этого скучнее. Во-вторых — несмотря на кажущуюся стремительность действа, ему была присуща и неспешность, неторопливость, позволявшая нашим предкам оглядеться и присмотреться к заинтересовавшей особе противоположного пола.
Сами участники «Первоцвета» в разговорах подчеркивают: свое увлечение чем-то особым не считают и убеждены: проникнуться им может каждый, кто сможет хоть раз перешагнуть через стереотип о том, что народная культура — это архаизм и скука.
Конечно, в первозданном виде великолепную в своей самобытности культуру народных празднеств возродить трудно. Но стремление к этому — наш долг перед родной культурой, часть национального самосознания, без которого мы просто растворились бы в обезличенной всемирной массовой культуре. Да и ведь именно такие, чуточку наивные и архаичные действа, позволяют по-настоящему отдохнуть, понять и прочувствовать жизнь во всей ее красоте.
Проект реализуется за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.