День девятый. «Сибирский крест» на ачинской земле

sDSCF2884

24 июня стал девятым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.

10.10. Красный завод. Мост через Чулым.

В свое первое посещение села Красный Завод мы заприметили интересный мост через Чулым — рядом с сезонной понтонной переправой, которой сейчас все и пользуются, высокая металлическая подвесная конструкция, на которой, кажется, не разойдутся два человека. Позже глава сельсовета Галина Николаевна Куц рассказала о том, что этот мост никак не удается закончить, поставить на баланс, а от местных мы узнаем, что проблема моста в селе едва ли не одна из самых острых — капитальной круглогодичной переправы для автомобилей здесь нет. А пока мы вернулись заснять эту удивительную конструкцию на фото и видео.

sDSCF2690

А еще здесь красивый пляж, с удобным подходом к воде, островком, словно специально насыпанном для игр с маленькими детьми. Пока мы снимаем, он набивается машинами из Ачинска и Боготола. Потому, наверное, и не получается сделать мост — летом есть понтонный, а в другое время он мало кому нужен, хотя нужен гораздо сильнее…

12.00. Краснозоводская СОШ, спортзал.

Мы не только ради моста наведались в Красный Завод — сегодня здесь проходит сельский сход, посвященный реставрации местной церкви, сейчас пустующего, заброшенного здания. Перед сходом мы встретились с главой сельсовета, прошли по селу, попутно собирая людей на сход, познакомились с помещением школы, где пройдет это мероприятие. Своим взглядом на проблемы села и современное состояние школы с нами поделилась Антонина Викторовна Попова, учитель младших классов. Антонина Викторовна выступает за введение школьной формы и сетует на безразличие молодежи к вере, и надеется, что возрождение храма позволит привить с малых лет и любовь к родному селу.

sDSCF2757

На сход собирается порядка 30 человек. Среди участников и наша исследовательская группа, и настоятель боготольского Никольского храма иерей Виталий Адаменков (село относится к Боготольскому району), и потенциальные благотворители возрождения храма. Галина Николаевна рассказывала, что вообще в селе числится порядка тысячи человек, но много дачников, а собравшихся вполне хватит для кворума. Тем более, что тема сегодняшнего собрания — лишь избрание инициативной группы от села. Руководитель сельсовета зачитывает краткую историческую справку о селе и сельской церкви, отец Виталий Адаменков отмечает, что восстановление храма может стать началом восстановления села, наш куратор от Ачинского благочиния Красноярской епархии, протоиерей Сергий Пигасов делится мнением, что храм будет полезен и всем тем, кто приезжает в село из городов, а руководитель нашего проекта, ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадий Малашин рассуждает о пользе возрождения храмов на примерах, почерпнутых нами за время экспедиции.

Наконец начинается обсуждение, выдвигаются кандидатуры. Удивительно быстро собирается инициативная группа, видно, что она и в правду инициативная, и этим людям можно доверить столь важное для села дело. У каждого из участников группы свой взгляд на это общее дело, и эти взгляды не конфликтует, а лишь дополняют друг друга. Хочется верить, что у этой истории будет хороший финал, и в Красном Заводе снова будет стоять своя, красивая, дорогая жителям и гостям села церковь.

sDSCF2827

Перед отъездом из села мы еще встречаемся с местной жительницей, утверждающей, что у нее дома хранится старинная икона. История этой святыни, судя по ее рассказу, уже обросла фамильными легендами и восходит едва ли не к царскому дому. Удивительно контрастирует, и в то же время гармонирует с исторической иконой в темной избушке вид на залитый солнцем луг перед лесом, который открывается с огорода, и который тоже очень хотят нам показать перед отъездом. И пейзаж, и икона с ее историей, отложатся в памяти надолго.

15.30. Большой Улуй. Никольский храм.

Мы приезжаем к Никольскому храму, чтобы пообщаться с Виктором Барыкиным, казаком и активным участником церковного возрождения в районе. Многие узнали о нем благодаря истории с иконой, которая была передана возрождаемому храму деревни Новоникольск Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в знак благословения после письма Виктора. Но этим его участие в общественной жизни далеко не ограничивается. Сегодня мы в первую очередь узнаем о его верашней поездке в деревню Лодочную, где он планирует установить поклонный крест в память о священномученике Владимире Фокине, убитом в этих местах. Удивляет энергия этого человека — мы начинам расспрашивать о самых разных идеях, потенциальных инициативах, как, например, как возрождение казачества в отдельно взятом районе, и все это, оказывается, можно сделать, лишь бы поставить такую цель. Сразу находятся и способы.

sDSCF2877

Виктор делится мнением, которое мы уже слышали от многих в этих местах, но которое особенно убедительно звучит, почему-то, именно от него — что за возрождением храма всегда последует и возрождение села. «Испокон веков на Руси было — где строится храм, там жизнь».

17.40. Деревня Богатое.

Попрощавшись, мы отправляемся в место, где ни храма, ни почти никакой жизни нет. Деревня Богатое расположена близ деревни Бычки, в которой мы были во второй день нашей экспедиции. Тогда нам рассказывали, что «там, дальше» есть деревни, в которых осталось по два человека, но мы не могли ехать — опаздывали на запланированные встречи. Теперь же мы приехали сюда, на последнее место съемок за пределами Ачинска в ходе этой поездки, чтобы увидеть настоящую вымершую деревню.

sDSCF2904

Трудно описать, какая царит здесь атмосфера. По началу заросшие травой, провалившиеся к земле дома как будто бы не замечаешь, словно это лишь очередная смена пейзажа за окном. Быстро поглощает природа плоды трудов человеческих, и вступает в причудливую гармонию с ними. Когда то здесь была пахотная земля, а сейчас — брошенные дома у самой границы леса.

Но брошены тут не только дома. Во время прогулки по деревне мы слышим лай собак, и спешим к нему — обычно там, где есть собаки, есть и люди. И, действительно, есть. Из почти единственного ухоженного двора в деревне к нам выходит Анна Станиславовна Фролова, она и рассказывает нам о собаках — местные бросили, когда уезжали, и теперь она за ними присматривает.

sDSCF2919

Радует, что не бросили деревню — здесь не только есть электричество, но, оказывается, сюда регулярно привозят продукты, можно вызвать автобус до Большого Улуя, а иногда местных навещает католический священник из Ачинска, служит мессу. Из трех оставшихся в селе человек двое — потомки ссыльных с запада Российской империи, которых мы встречали и в Бычках, потому католики. Впрочем, сама Анна Станиславовна говорит, что большой разницы между христианами нет. Уезжать она не хочет, она и вовсе жила в городе одно время, работала, но вернулась сюда. Жалеет только, что остальные уехали, и никого в округе почти не осталось…

19.40. Возвращение в Ачинск.

На этом закончился последний «загородный» день нашей экспедиции. Завтра еще предстоит работа в ачинском архиве, дополнительные съемки для будущих фильмов, сборы и отбытие в Красноярск. Скорее всего, следующий, последний выпуск дневников состоится позже обычного, но мы обязательно закончим наш рассказ об этой удивительной поездке.


Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».

Роман Бобров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *