17 июня стал вторым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест:“ новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
10.00. Прибытие в Красновку.
В деревне Красновка (ныне Большеулуйского района Красноярского края) служил и был убит красными диакон Алексий Сбитнев — один из тех, кто пострадал за веру, но не был (еще?) прославлен Церковью. Деревня предстает в упадочном виде — улицы пустуют, многие дома явно брошены, а в другие, по всей видимости, лишь изредка наведываются городские хозяева. Картину дополняет пасмурное небо.
Замечаем посеревший от времени деревянный крест на возвышении за забором. Огороженный участок вокруг креста выглядит так, как будто его только начинали возделывать, но бросили — видны покосившийся каркас деревянной теплицы, брошенные железобетонные блоки и импровизированные клумбы из кирпича, поросшие травой и сорняками. Как и вся земля на участке, кажущаяся какой-то вздыбившейся, словно поднявшееся дрожжевое тесто.
Здесь нас встречает местная жительница. Мы спрашиваем, где в деревне был храм, и оказывается, что именно здесь он и был — на месте креста. Впрочем, сама храм она не застала. Во дворе напротив встречаемся со старожилом, но храма не видел и он, а о служителях того храма уж точно никто ничего не слышал и не помнит. Оказывается, что на том самом участке, где была церковь, а сейчас возвышается крест, было еще и кладбище, но потопом в 60-е годы прошлого века его «смыло». На этом месте начинали было строить часовню, но не достроили («разозлились на деревню»), и перевезли ее в Тюхтет, где она позже сгорела. Потом земля досталась «городским», которые пытались устроить на ней огород, но на ней «ничего не растет». «Деревня тяжелая» — отмечает в рассказе о часовне наша собеседница.
10.40. Переправа через Чулым у Большого Улуя.
На Чулыме мы сталкиваемся с неожиданным препятствием — понтонный мост возле Большого Улуя еще не навели, и он будет едва ли не завтра, а пока — только паром по расписанию, что может нас задержать. Посовещавшись, решаем, что все-таки надо ехать, другого случая может не быть.
12.00. Прибытие в Бычки.
Деревня Бычки раньше называлась Ново-Новоселово, и здесь в предреволюционные годы служил священномученик Евфимий Горячев (затем на какое то время он переедет в Большой Улуй). Деревня выглядит живо, то ли потому что на улицах есть люди, то ли просто потому что вышло солнце — заброшенных домов-то тут тоже хватает. Справляемся у местных о храме, и сначала нас по ошибке отводят к католическому молитвенному дому, действовавшему в 90-е. Деревня переселенческая, и здесь много потомков католиков из западных районов бывшей Российской империи.
И вновь нас отводят к местному старожилу — Иосифу Антоновичу Вильцину, 90 лет. Он работал учителем трудов в местной школе, и мастерская располагалась как раз в здании отобранного у Церкви храма. Здание не сохранилось, на этом месте сейчас расположился целый комплекс кирпичных школьных зданий. Напротив — бывший дом священника, все еще жилой, но уже переобшитый. Старая бревенчатая кладка просматривается только на небольшом участке над крыльцом.
Иосиф Антонович рассказывает, что земля здесь хорошая, и даже лучше, чем была в западных губерниях, по крайней мере, тут ее много, а там за нее ко времени начала переселенческого движения уже дрались. Вот только возделывать эту прекрасную местную землю никто не хочет, и деревня постепенно вымирает, а вокруг уже больше десятка деревень, в которых совсем никого не осталось. Подтверждают это и другие местные.
В школьном дворе, где когда-то был храм, куратор экспедиции от Ачинского благочиния Красноярской епархии протоиерей Сергий Пигасов совершил молебен священномученику Евфимию, после чего мы вновь отправляемся в путь.
14.20. Возвращение в Большой Улуй.
Потерянное на паромной переправе время сказывается — мы не успеваем на встречу с прихожанами местного Никольского храма. Вместе с настоятелем храма, потоиереем Вениамином Ходовым, отправляемся в еще одну деревню Большеулуйского района — Новоникольск, где общими усилиями восстанавливается старинный храм, и куда недавно сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал икону святителя Николая Чудотворца с первосвятительским благословением. А доставил икону в храм Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
15.00. Прибытие в Новоникольск.
В Новоникольске мы встречаем активных участников строительства — Вячеслава Нефедова и Галину Дроботову. Выясняется, что храм по-настоящему возводится «всем миром», в возведении участвуют и жители самого Новоникольска, и Ачинска, и Красноярска. Многие люди оказались неравнодушны к судьбе малой родины своей или своих родных. Как говорят наши собеседники, стоило только начать — и помощники нашлись.
Храм строят на фундаменте старого, и оттого он кажется необычно большим для маленькой деревушки, где сейчас проживает всего полторы сотни человек, но до революции жителей было в десять раз больше. Фундамент церкви отлично сохранился, и его решили не перестраивать — в отличие от бревенчатой кладки, сгнившей без должного ухода за кровлей. Много было раговоров о том, чтобы построить или храм поменьше, или часовню, но эти идеи отмели, и теперь видно, что не зря. В храме светло и уютно от свежего дерева. На стенах уже много икон, переданных местными, в том числе старинных, дореволюционных. Уже есть и колокольня, и напоследок нам дают послушать звон колоколов еще не законченного, но уже величественного храма.
16.00. Возвращение в Большой Улуй.
Вместе с отцом Вениамином мы еще какое-то время осматриваем большеулуйский Никольский храм — хоть он и устроен в приспособленном помещении, здесь очень много икон и утвари, литературы из старого храма, в котором служил в свое время и Евфимий Горячев. Храм этот при советской власти постигла та же участь, что и Богородице-Рождественский кафедральный собор Красноярска — его снесли, а на его месте возвели администрацию. Невероятно, как много удалось сохранить местным верующим, ведь многие из этих предметов выполнены с использованием драгоценных металлов, то есть это настоящие «церковные ценности», ценные не только для гонимых верующих…
17.30. Возвращение в Ачинск.
На этом закончился второй день экспедиции нашего проекта. Следующим пунктом поездки станет Бирилюсский район — место мученического подвига иерея Михаила Каргополова.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».