Похоже, российский кинематограф начинает постепенно остывать к совсем недавно любимой теме Великой Отечественной войны. В этом году к 9 мая на экраны вышел только один тематический фильм — «72 часа» Киры Ангелиной. Насколько успешной получилось эта лента?
Фильм о «маленьких людях»
Для отечественных фильмов, посвященных войне, «72 часа» снят в достаточно нетипичной манере психологической драмы с элементами детектива. Зритель не увидит здесь батальных эпизодов и иных массовых сцен. Повествование посвящено жизни на оккупированной территории, партизанскому движению и коллаборационизму.
По сюжету, в 1956 году уволенный офицер госбезопасности (Алексей Шевченков) случайно встречает в Москве противостоявшего ему в военное время командира отряда полицаев (Дмитрий Лабуш). Теперь тот живет под новым именем и отрицает свое мрачное прошлое. У протагониста есть трое суток, чтобы доказать своим бывшим коллегам, прежде всего суровому майору (Ирина Розанова), что этот человек — не тот, за кого себя выдает.
В фильме прослеживаются отсылки к другому фильму на подобную тематику — «Попу» Владимира Хотиненко (2009). Так же описаны ужасы жизни на оккупированной нацистами территории, упомянута непростая роль Православия и Церкви в войне и затронута до сих пор неприятная для российского общества тема пособничества захватчикам советских граждан. Даже сыгравшая в «Попе» актриса Лиза Арзамасцева появляется и в «72 часах» в одной из главных ролей.
Безусловно, это очень хорошо, что в нашем кино появляется все больше таких фильмов, показывающих исторические события с точки зрения «маленького человека». Ведь война — это не только расставленные флажки на генеральских картах, солдаты, дерущиеся на передовой, и даже не герои-разведчики. Это и повседневные страдания, тяжесть морального выбора и груз ужасных воспоминаний для сотен тысяч людей. И эти мысли «72 часа», в общем-то, до аудитории доносят.
Губительная простота
Другое дело, что на фоне того же «Попа» данный фильм выглядит гораздо слабее. Актеров даже не обвинишь в некачественной игре — настолько прямолинейно и бесхитростно прорисованы в ней ключевые персонажи. Если юные подпольщики — то невинные и с горящими глазами, если офицер — то хрестоматийный «слуга царю (или, в данном случае, партии), отец солдатам», если пособник оккупантов — то омерзительный садист с маниакальными наклонностями. Поэтому и кульминационные моменты фильма, к сожалению, должных эмоций не вызвали.
Немецкие же военные вообще изображены до карикатурности нелепыми: в ходе просмотра невольно возникает вопрос: если враг действительно был таким, почему война была такой долгой и тяжелой?
Стыдливый чекист и священник-партизан
Создатели фильма, к сожалению совсем не позаботились и о передаче духе той эпохи. Сын репрессированного за антисоветскую деятельность не только благополучно учится в институте, но и с нахальной гордостью напоминает о судьбе отца арестовавшему его несколько лет назад офицеру. Мало того, чекист после этого стыдливо отводит глаза и прекращает начатый разговор. А вызванный в «органы» для дачи показаний интеллигент-фотограф с такой прямотой высказывает их сотрудникам все, что о них думает, что позавидовали бы даже, наверное, матерые уголовники тех лет.
Священник закрытой церкви же пользуется открытым уважением со стороны жителей городка и спокойно работает в школе. С началом войны все тот же офицер госбезопасности отводит ему важную роль связного в партизанском отряде. Будто бы и никаких гонений на Церковь не было, а храм тот власти закрыли, чтобы отремонтировать.
Понятно, что авторы «72 часов» пытались донести абсолютно верную мысль о роли Церкви в Победе, о том, что и верующие, и духовенство принимали участие в борьбе с врагом, но вот вышло у них это слишком уж «глянцево». Даже поверхностных знаний об истории хватает, чтобы понять неправдоподобность многого, что показано в фильме.
***
Переливая вино старых событий в меха современности, мы теряем понимание прошедшей эпохи, тех непростых лет. Даже самые правильные мысли, заложенные в фильм создателями, «не выстрелят» сами по себе, без должного уважения к деталям и духу прошлого.
Впрочем, повторюсь, что сам фильм про войну с точки зрения «маленьких людей» — это уже прорыв для нашего военного кино, где преобладают монументальные киноленты о грандиозных сражениях и запутанных играх разведчиков. Остается надеяться, что следующие шаги российского кинематографа в этом направлении будут удачнее.
В материале использованы кадры из фильма «72 часа»