Поразительно, как порой установленные Церковью торжества, соединяясь с традициями народной жизни, воплощаются в виде совершенно неповторимых праздников, в которых духовное и мирское неотделимы друг от друга.
Безусловно, к их числу относится и двунадесятый праздник Преображения Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, в народе получивший название Второго или «Яблочного» Спаса (соответственно Первый, он же «Медовый» Спас — это Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, а Третий, «Ореховый», — Перенесение нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа).
Когда земной путь Спасителя подходил к концу, Иисус Христос повел на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ученики в недоумении последовали за своим Учителем, пока не выбились из сил. Они расположились для отдыха под тенью покореженной маслины: Иоанн и его брат разместились на плащах, а апостол Петр сел на камень и задремал.
Сон его нарушил порыв ветра. Взгляду апостолов представилось невероятное: лицо Спасителя просияло, словно солнце, Его одежды стали белыми, как свет, а рядом с Иисусом стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей.
Впечатленный увиденным, Петр простодушно предложил Господу сделать три кущи, для Него и пророков, и остаться на Фаворе. Но в ответ раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5).Сам же Иисус Христос настрого запретил апостолам рассказывать об увиденном.
Таким образом, Преображение Господне — это память о перевоплощении природы Спасителя, из человеческой в Божественную. Случайно или нет, но этот праздник по календарю совпал с преображением и природы, когда лето начинает сменять осень. Потому в календаре восточных и южных славян испокон веков это торжество имело не только важное духовное значение, но и практический смысл с точки зрения цикла аграрных работ.
Традиционно, день Преображения открывал время сбора урожая. И если у балканских народов речь шла, в первую очередь, о винограде, то у восточных славян в этот праздник сакральное значение приобретало яблоко. С этим фруктом связывались самые разнообразные традиции и поверия: например, дурным знаком считалось вкушать его до праздничного дня. А в сам «Второй Спас» яблоки освящало духовенство, после чего их как ели в первоначальном виде, так и использовали для выпечки традиционных пирогов из постного теста. Разумеется, что праздничными угощениями традиционно угощали неимущих соседей. Также в день Яблочного Спаса среди простого люда было принято оставлять фрукты и на могилах усопших родственников, что, однако, никогда не благословлялось Церковью.
Такое многообразие народных традиций празднования Преображения Господня не могло оставить равнодушным многих русских писателей и поэтов:
Преображение
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.
Александр Блок, 1901 год
***
Август
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Борис Пастернак, 1953.
***
Преображение (фрагмент)
Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом
Сергей Есенин, 1917