Несвоевременный «Современник»

TtnuTwV7VWY

180 лет исполнилось первому выпуску журнала «Современник» — одному из первых крупных периодических изданий в истории России, где в разные годы печатались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов и Салтыков-Щедрин.

23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1836 года в Санкт-Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанного самим Александром Сергеевичем Пушкиным.

Для того времени это было действительно революционное событие. Журналистика в России только зарождалась, и в ней преобладали издания консервативной направленности («Северная пчела», «Сын Отечества»), прославлявшие монархию и единение императора с народом.

Создатели «Современника» же пытались обратить внимание немногочисленной грамотной аудитории России того времени на различные проблемные стороны жизни.  Учитывая реалии России Николая I, делать это было лучше не через обличительные статьи и памфлеты, а путем эзопова языка.

Именно в «Современнике» в свет впервые вышли многие сатирические произведения Николая Васильевича Гоголя, вроде повести «Нос». Публиковались в журнале Федор Тютчев, Евгений Баратынский, Петр Вяземский, Василий Жуковский. Разумеется, в жизни своего детища принимал активное участие и сам Александр Сергеевич: в выпусках «Современника» читатель мог прочесть «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря» и другие произведения великого классика.

Но скорая трагическая гибель Пушкина, навязчивость цензурных органов и сдержанность читательского интереса привела к постепенному упадку «Современника». Новое дыхание он приобретает в 1847 году, когда во его главе становятся Николай Некрасов и Иван Панаев, собравшие вокруг себя лучших русских писателей и поэтов середины XIX века — таких как Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Гончаров. Обновленный «Современник» достаточно быстро сумел привлечь к себе внимание публики, тем более, что издание стало публиковать переводы и крупных зарубежных литераторов — Чарльза Диккенса, Жорж Санд и других.

Являясь идейными наследниками Виссариона Белинского, новые руководители «Современника» критиковали «чистое искусство». Постепенно журнал становится рупором революционных демократов, вроде Николая Чернышевского, Николая Добролюбова и Михаила Салтыкова-Щедрина. Они вели жесткую полемику как с консервативными, так и с реформаторскими кругами тогдашнего российского общества. Подобный курс вызвал неприятие внутри самой творческой команды «Современника»; часть его авторов, в том числе Тургенев, со временем покинули редакцию издания.

Новый, «политизированный» «Современник» не оставил равнодушным и самых влиятельных своих современников (да простят меня читатели за дурной каламбур). В июне 1862 года журнал был приостановлен цензурными органами Российской империи на 8 месяцев «за вредное направление», а спустя четыре года, в июне 1866, по личному распоряжению государя Александра II, закрыт окончательно.  Как ни парадоксально, но преодолев реакционные годы правления Николая I, журнал не сумел выжить в сравнительно терпимое к плюрализму мнений царствование его сына.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *