С 20 по 27 марта в Красноярске проходит краевой фестиваль «Театральная весна — 2016», а в ночь с 19 на 20 марта фестиваль открылся одновременной акцией городских театров «Театральная ночь». Мы побывали на одной из площадок — в Театре юного зрителя — и с небольшим опозданием спешим поделиться впечатлениями от богемной тусовки прошлого века.
«Театральная ночь» на афишах театров Красноярска выглядела очень привлекательно. Всегда приятно польстить себе и прикинуться не простым работающим в офисе «восемь на пять» пареньком, чья культурная жизнь ограничена зарубежными сериалами и встречами с друзьями на выходных, а «театралом», и вообще, культурным, что бы это ни значило, человеком. Тем более, вход везде обещали свободный.
Каждый театр заманивал по-своему. Обещали квесты, рассказы о театральном закулисье без утаек и всевозможные постановки, необычные и по форме, и по содержанию. Но больше всех заинтриговал Театр юного зрителя с программой «Богема с правого берега». Я и сам, как житель правого берега, знаком с бытующими «в городе» стереотипами (один очень молодой человек даже, оказывается, называл жителей правого берега «варварами»). А потому, не без некоторого скепсиса, очень хотел полюбопытствовать, как же она выглядит — правобережная «богема»? Что еще интереснее — оказывается, гостей ждало полноценное погружение в атмосферу начала XX века (того начала, которое еще до Октябрьской революции), с костюмами и всевозможными аттракционами, призванными передать «дух времени».
Своя атмосфера
Погружение состоялось уже на входе в театр. Не успел я оглянуться по сторонам, как совершенно аутентичный, разве что великовозрастный, мальчик-газетчик в нелепых шортиках, нелепом фартуке, с нелепой сумкой через плечо и лихой улыбкой затребовал рубль, — на впечатление тут работала даже сумма. В обмен на найденную не без труда монетку паренек выдал карту театра с разметкой мероприятий ночи, брошюрку о «Театральной весне» и афишу с расписанием спектаклей на ближайшие пару месяцев. Достойный комплект за рубль!
За считанные минуты до начала вся разношерстная компания посетителей толпилась в фойе театра. Говорят, встречают по одежке — в этом плане «богема с правого берега» удалась. Большинство посетителей, конечно, попросту оделись «как в театр», некоторые молодые люди и вовсе пришли в повседневной форме одежды, но им было не затмить леди и джентельменов в шикарных костюмах, соответствующих эпохе. Можно было подумать, что это все актеры и актрисы, но позже выяснилось, что подходящий костюмчик нашелся и в гардеробах многих посетителей театра. С первого взгляда выдавали их только стрижки и даже бороды, выполненные далеко не по моде 1900-ых. Если только не считать крестьян носителями моды того времени.
Пугавшая своей многочисленностью толпа из фойе быстро распределилась по площадкам, но и там места хватало не всем — всюду люди жались к стенам, и, словно стоя в дверях, наблюдали за действом. Пусть это было и не очень удобно, но все же приятно, ведь такое количество культурной публики внушает веру в красноярцев, и «правобережан» в частности.
От разнообразия площадок поначалу глаза разбегались, и я решил осмотреть каждую по порядку. На первом этаже, за вуалью и экспозицией, посвященной «Алисе в стране чудес» (антуража эта экспозиция совсем не портила), спряталась гадалка. Рассмотреть ее как следует, ввиду приватности обстановки за вуалью и огромной очередью (которая не иссякала до самого конца), не удалось, но, похоже, ничего особенного у нее и не происходило, — не за гаданиями же я сюда пришел?..
Здесь же можно было войти в портер, превратившийся в кинозал. Немое кино об истории ТЮЗа со стандартным клавишным сопровождением, звучавшим из колонок, тоже не слишком привлекало. Было даже немного жалко проделанной организаторами работы, ведь зрители в зал почти не заглядывали. Все-таки, вокруг происходил некий «перфоманс», а в портере предлагалось просто посидеть в практически полной тишине. Возможно, зрителей было бы больше, появись элемент «перфоманса» и у этой площадки. Но его не было.
У лестницы на второй этаж работала художница-авангардист, а позировала ей со стаканом для кисти одна из посетительниц. Хорошо, что натурщица не видела рисунка — возникший на бумаге портрет с полудюжиной глаз и неестественными цветами отлично передавал внутренний мир эпатажного вида художницы, — с огромной поставленной вверх шевелюрой и перчаткой без пальцев, — но на человека напротив (да и человека вообще) был похож очень отдаленно.
На втором этаже в отдельных комнатах приютились фотосалон и «игорный дом». Подобно гадалке, фотосалон явно был аттракционом только для заинтересованных — фотографов и моделей в душе. Никакого магния, одноразовых ламп и фотоаппаратов на треногах там не обнаружилось — только хорошие освещение и фон. В «игорном доме» за шикарными столами господа во фраках играли с желающими не в ожидаемый преферанс, а в занимательные настольные игры. Дело, конечно, интересное, но останавливаться на нем не хотелось, да и ожидание своей партии казалось перспективой на всю ночь.
Старые добрые развлечения
Тем более что за спиной, в «кафешантане», играла музыка и звучали старые песни в живом исполнении, и вообще, было весело. Дамы в мехах и очень откровенных по меркам начала XX века нарядах не только пели, но и читали стихи, и все это — с непередаваемым артистизмом, торжественностью и глубиной, какую может передать только женщина в черной шляпе с огромными полями. Афиша ночи, кстати, обещала тут еще и конферанс — и он был! До того момента автор этих строк представлял себе конферансье мужчиной во фраке, объявляющим следующий номер в цирке, а существование самостоятельного явления «конферанс» не мог даже вообразить. Конферансье (действительно мужчина во фраке, кстати) шутил, всячески развлекал публику, а порой даже сам исполнял песни. Во всем его образе просматривался культурный корень многих современных сценических явлений — как, например, «объявляющий» член команды КВН.
Но в этой атмосфере «богемного» праздника чего-то сильно не хватало. Это «что-то» вскоре обнаружилось в бокале у одной из актрис возле сцены (хотя, вполне возможно, это был просто вишневый сок). Не хочу показаться пропагандистом порочных пристрастий, но именно пустые столы в кафе, после обнаружения бокала, и оказались той утраченной деталью. Мозг наконец-то дорисовал картину кафешантана, в которой на столах должна была стоять выпивка, а у дамы с бокалом в другой руке должен был быть длинный мундштук с сигаретой. К театру никаких претензий тут быть не может — достоверная реконструкция эпохи здесь пошла бы в разрез с федеральным законодательством и современными представлениями о здоровом образе жизни. Но атмосферу это прямо-таки разрушало.
От тяжелых размышлений о законах и здоровье в разные исторические эпохи оторвала та самая дама с бокалом, отправившаяся с другими актрисами к гостям, зазывая на танец. Точно, афиша обещала в кафешантане и танцы. «Ну уж нет, без „достоверной реконструкции“ до танцевальной кондиции я не дойду!», — подумал я и спешно ретировался. Все же, учитесь танцевать, господа! Говорят, это весело.
«Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!», — внизу «Анекдотами из жизни Пушкина» Хармса приветствовал ночных посетителей литературный салон. При приглушенном свете (он стоил актерам многих оговорок и запинок), в окружении книжных полок двое джентльменов и две дамы в великолепных костюмах и с отлично поставленными голосами читали вслух произведения Саши Черного, Хармса, Теффи, Аверченко и многих других. Тут же можно было побаловать себя чаем или кофе (правда, из очень уж неаутентичных, но практичных пластиковых стаканчиков), расположиться на мягком раскладном стуле или даже подушке на полу, и наслаждаться литературой. Выбор преимущественно сатирических произведений можно было бы посчитать легкомысленным, но публику он, безусловно, завлекал. Вообще, по прошествии какого-то времени, стало ясно, что подобных литературных салонов очень не хватает в нашей сегодняшней жизни. Именно таких, атмосферных и с хорошим подбором литературы, а не собраний самопального кружка любительниц творчества Дарьи Донцовой. В современном темпе жизни и при существующем разнообразии развлечений читать совершенно некогда, хотя порой очень хочется. А ведь чтение — чрезвычайно полезное, незаменимое для поддержания личной культуры, разносторонности взглядов и чистоты языка занятие. И только какое-то большое специальное мероприятие порой может стать поводом для этого. Попытку просто «сесть и почитать что-нибудь» обязательно кто-нибудь (обычно это целая вереница дорогих сердцу людей) беззастенчиво прервет. А тут — я вообще-то занят, я в литературном салоне…
Возможность почитать вслух предоставлялась и публике. Большой неожиданностью стали выступления молодых красноярских поэтов со стихами собственного сочинения. Они, конечно, сильно выбивались из общего стиля, но сам факт их существования и присутствия здесь уже радовал глаз. Хочется верить, что однажды они будут и звучать не хуже поэтов-декадентов…
Мимо салона с нечленораздельными воплями и стаканом грязной от краски воды пронеслась художница-авангардист. Как оказалось, ее «перфоманс» был гораздо шире площадки перед лестницей. Может быть, в отношении слушателей салона это и было невежливо, но образ странной художницы был завершен.
Приближалась полночь — а после прочтения главы «Спиритизм» из «Оккультных наук» Аверченко, актеры пообещали нам спиритический сеанс у гадалки в 12 ночи. Но обнаружить его там не удалось ни за пять минут до полуночи, ни в пять минут первого, — гадалка работала так же, как и в самом начале, а очередь не иссякала. По возвращении в литературный салон обнаружилось, что прочитанные произведения пошли по второму кругу, а в кафешантане уже закончилась развлекательная программа и играла музыка в записи. Пора было и честь знать.
В фойе, где из вполне современной колонки звучало нечто вроде радио вековой давности, мужчина в шляпе и плаще до пола вдруг распахнулся. Моя спутница уже изготовилась было завизжать, но оказалось, что под плащом скрывается шикарный костюм, а на внутренней стороне плаща развешаны билеты на предстоящие спектакли. Посмеявшись над недоразумением, мы отправились на поиски уже ожидавшего где-то на улице извозчика. Вернее, конечно, такси, но после всего увиденного и услышанного искать хотелось именно извозчика.
В целом вечер удался. Атмосфера «Театральной ночи» оставила сильное впечатление, не изгладившееся еще и сейчас, спустя почти неделю. Но главное, что удалось ребятам из ТЮЗа — это не только развлечь, но и заинтересовать своих посетителей. Костюмы, музыка, антураж — все это здорово, но не более, чем «тематическая вечеринка». Осталось же нечто большее. То самое чувство ностальгии по времени, в котором никогда не жил. Желание повторить, прийти подготовленным, изучить это время получше, почитать еще на досуге этих авторов… В школе я тихонько недолюбливал Серебряный век и все, что творилось в русской культуре этого времени. И немудрено — редкий школьник сможет прочувствовать то, что чувствовали жившие в то время взрослые люди. Но теперь я возвращаюсь к этой теме с интересом. Поэты, писатели и прочие деятели искусства больше не кажутся «лишь бледной тенью Золотого века». Теперь это действительно поэты, писатели, и вообще, деятели искусства. И за все это Театру юного зрителя большое спасибо. За атмосферу, и за вновь обретенный интерес. И конечно за то, что смогли доказать — «богема» на правом берегу есть! И очень достойная.
Будем ждать новых, столь же оригинальных и насыщенных встреч!
В материале использованы фотографии Светланы Трухановой