Нынешние юбилейные торжества в Красноярске, кафедральном городе основанной 150 лет назад по Божией воле и монаршему повелению Енисейской епархии, побуждают нас вспомнить о тружениках церковно-исторической науки, впервые взявшихся за написание истории православной миссии, духовного просвещения и храмостроительства в этом уделе земли Сибирской. За основу для изучения местной церковной старины ими было взято рукописное наследие первого Енисейского архипастыря Никодима (Казанцева; 5 сентября 1803 г. — 11 июня 1874 г.). Согласно завещанию святителя, рукопись была передана в библиотеку кафедрального собора, а ныне хранится в фондах Государственного архива Красноярского края (ГАКК. Ф. 561. 229 ед. хр.).
Начало же обнародования документов из архива преосвященного Никодима, касающихся открытия новой архиерейской кафедры, было положено редактором «Енисейских епархиальных ведомостей» А.С. Богдановым в № 22 за 1911 год, где напечатаны первые страницы воспоминаний приснопамятного владыки о поездке из Казани в Красноярск и начале его служения в городе на Енисее. Тем не менее, предисловие к этой публикации, последовавшее от чиновника Енисейской духовной консистории И.В. Фигуровского (кандидата богословия, будущего участника Поместного собора 1917—1918 гг.), было напечатано лишь в № 1 за 1912 год.
Иван Васильевич Фигуровский писал, что Енисейская епархия была учреждена императором Александром II 25 мая 1861 года, а открытой объявлена только 8 января 1862 года по совершении в Красноярском кафедральном соборе преосвященным Никодимом первой Литургии. Ссылаясь на 50-летний юбилей епархии, ученый консисторский служитель задумал написать ее историю. Однако ему помешали недостаток опыта, времени, недоступность провинциальных архивов и то, «как трудно извлекать из них необходимые сведения»[1]. Стремясь к систематическому изучению истории православия на Енисейской земле, Фигуровский опирался на научный опыт известного историка Русской Православной Церкви митрополита Евгения (Болховитинова), который приобрел большую славу публикацией материалов по церковной истории, нежели собственными трудами. Поэтому Фигуровский решал начать с малого — издания «Материалов по истории Енисейской епархии», куда могли входить грамоты, письма и дневники архиереев и духовенства, распоряжения епархиального начальства и т.п. Как явствует из небольшой его статьи, первым шагом на этом поприще стала публикация литературного наследия епископа Никодима (Казанцева), над чем и трудился редактор «Енисейских епархиальных ведомостей» А.С. Богданов.
Однако, после кончины Енисейского преосвященного Евфимия (Счастнева; † 9 января 1913 г.), издание дневников и писем епископа Никодима было приостановлено. Скорее всего, новый управляющий епархией епископ Никон (Безсонов) имел иные взгляды на осуществление таких трудов…
При изучении дневников и писем преoсвященного Никодима, касающихся его назначения на Енисейскую архиерейскую кафедру и последующего перемещения из Казанской епархии (где он был викарным епископом Чебоксарским) в Красноярск, мы, прежде всего, обратили внимание на вышеуказанную работу А.С. Богданова. Действительно, часть дневниковых записей епископа Никодима, охватывающая данные хронологические рамки, была добросовестно прочитана редактором «Енисейских епархиальных ведомостей» и опубликована. Исключения составляют лишь некоторые пометы на полях, сделанные преосвященным Никодимом уже в подмосковном Николо-Перервинском монастыре, где он пребывал на покое с 1870 по 1874 гг. Поэтому в целях облегчения дальнейшей работы как профессиональных исследователей, так и всех интересующихся историей православия на Енисейской земле, ссылки на страницы дневника епископа Никодима здесь будут приводиться согласно публикации Богданова в епархиальном издании. Основной же интерес для нас представляют неопубликованные фрагменты дневников первого Красноярского архипастыря, а также сопутствующие документы из его личного фонда, хранящегося в краевом госархиве. (Подлинная рукопись епископа Никодима «Мое путешествие из Казани в Красноярск от 7-го декабря 1861 года по 5-я генваря 1862 года, в 29 дней 3,339, а по календарю 3350 верст» — ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 154. Л. 23—40 об.)
…Преосвященный Никодим (Казанцев) в бытность викарием Казанской епархии многократно упоминал в своих келейных записках о гонениях, испытанных им от правящих архиереев — архиепископа Григория (Постникова), будущего Петербургского митрополита, а также архиепископа Афанасия (Соколова). «…Казанский архиепископ [Григорий. — М.А.], — пишет Никодим, — сам избрал меня в викария себе. Полтора года сохранял некоторое (небольшое) внимание; с осени же 1855 года возненавидел… Преосвященный Афанасий… питал ко мне презрение, которое казалось безрассудным даже и внешним»[2]. Тема взаимоотношений правящих и викарных архиереев крайне сложна и представляет самостоятельную ценность, поэтому на страницах настоящей статьи мы ее касаться не будем. Скажем лишь, что преосвященный Никодим, следуя добродетели монашеского смирения, решил вытерпеть любое унижение в надежде на милость и благость Божию.
4 июня 1861 года Казанский викарий записал в своем дневнике:
«…В 12-м часу ко мне пришел о. Протоиерей из Красноярска (Енисейской губ<ернии>), бывший у меня осенью. Он был в Петербурге, в Москве, в Киеве. <…> Сказал: “Енисейская епархия открыта. При рассуждении о кандидатах на сию Епархию была речь и обо мне (говорит — С<анкт->П<етер>б<ургский> Викарий). А однако, склонение, каж<ется>, на иного кандидата. Винницкое Викариатство упразднено. О. Израилю, тамошнему Викарию, надобно дать место: он вероятно и будет в Енисейске (гов<орил> Викарий)”. Буди воля Божия. Крепко сожалею, что я не мог оставить у себя обедать о. Протоиерея Красноярского: у меня уже сидели мои гости. <…> Вечером, гуляя в саду с о. Климентом, я услышал: “Преосвященный Афанасий, на днях, после 29 мая (когда мы у него были), отвечал Синоду на запрос его обо мне: “Могу ли я управлять Епархиею, и благонадежен ли?” — отвечал невыгодно для меня!” Сведение сие можно почесть верным: ибо идет от письмоводителя Преосв<ященного> Афанасия, который вероятно и переписывал сей ответ»[3].
«Красноярским протоиереем» оказался о. Василий Касьянов, о котором подробнее будет сказано ниже. На следующий день, 5 июня 1861 года, епископ Никодим вновь встретился с о. Василием, от которого услышал, что «Обер-прокурор, граф Толстой, отозвался обо мне с уважением — спасибо». Но, как сообщал далее о. Касьянов, «…Енисейским Архиереем будет, как в Петербурге думают, — Преосв<ященный> Леонтий, Викарий С<анкт>-Петербургский»[4]. Весьма велика вероятность того, что протоиерей Василий Касьянов, имея серьезные связи в Синоде, мог «присматриваться» к преосвященному Никодиму, когда в столице Российской империи шло обсуждение вопроса о назначении на новую Енисейскую кафедру правящего архиерея, а затем сообщил свое мнение высшему церковному начальству. Однако прямого подтверждения этому мы пока не имеем…
12 июля 1861 года епископ Никодим был за Литургией. «В церкви, после Евангелия, — пишет преосвященный на страницах своего дневника, — ко мне подходит о. Архимандрит Афанасий Липовский, бывший со мною инспектором в Белгороде, в семинарии. Его назначили настоятелем какого-то монастыря в Енисейске. Я порадовался и сему: ибо видел его в порядке и бодрым душею. Если бы довелось быть мне Епископом Енисейским: то я конечно всячески постарался бы утешитьи оградить житие его. Буди воля Божия!»[5]
Дневниковая же запись от 17 июля 1861 года содержит тревогу Казанского викария за предстоящее служение:
«Енисейская Архиерейская вакансия каж<ется > идет мимо меня. Рад бы слышать что-либо: не слышу ничего. Так десятки вакансий прошли мимо меня. Пора бы мне отчаяться. Однако же, еще и еще питаю надежду, хотя впрочем и вручаю себя Промыслу Божию: услышу, что речет о мне Господь»[6].
Ничего утешительного не принесло и письмо от красноярского протоиерея Василия Касьянова, написанное 18 августа и доставленное в Казань 10 сентября. О. Касьянов сообщал епископу Никодиму:
«Вчера (17 авг<уста >) проводил я в Енисейск о. Архимандрита Афанасия… Доселе неизвестно имя избранного на новую Енисейскую епархию. Вновь выстроенный собор… приготовлен к освящению, котороe предполагается в конце августа, для чего прибудет из Томска Преосвященный Порфирий. (…) Штаты на Енисейскую Епархию утверждены, не новые, приблизительные к западным губерниям, а прежние, с прибавкою на архиерейский дом 3000 руб. серебром»[7]. Но 16 сентября 1861 года Никодим получил от преосвященного епископа Калужского Григория (Миткевича), присутствовавшего в тот год в Святейшем Синоде, письмо-поздравление, речь в котором идет о назначении викария Чебоксарского «во вновь открытую Енисейскую епархию»[8]:
«…“Есть надежда, что… Св<ятейший> Синод представит Ваше Преосвященство первым кандидатом на вновь учрежденную Епархию Енисейскую, кафедра коей назначена в Красноярске. 4 сентября 1861 года С.-Петербург. Синодальное подворье”. У меня покатились слезы умиления. Я подумал: отселе может быть начнется новый порядок моей жизни: я буду сам себе господин: увижу себя, и меня увидят. (…) Однако весть сию нельзя почитать решительною. Император может утвердить и не меня. Скоро услышу слово решительное. В другое время, пораньше, я бы осмелился капризничать и досадовать, что посылают на такое место и столь далеко: а теперь — изливаюсь токмо благодарениями, по многим важным причинам. Большая благодарность Преосвященному Григорию. Я ему ничем не заслужил»[9].
Чаяния о назначении Никодима епископом в Красноярск месяц спустя воплотились в письме от Михаила Абрамовича Воскресенского, вице-директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, письмо получено 18 октября:
«Наконец исполнились ожидания близких и преданных Вам людей! Вашему Преосвященству по воле Всевышнего поручена в управление вновь открытая Енисейская Епархия. От всей души спешу поздравить Вас с этим новым назначением и пожелать благих успехов на новом поприще Архипастырского служения Вашего. Конечно, устройство новой епархии потребует от Вас больших трудов и забот, но они будут служить утешением для Вас; вы положите ими основание к дальнейшему преуспеянию паствы Вашей, во славу Господа нашего Иисуса Христа, и имя Ваше останется во главе иерархов Енисейских…»[10] При этом Воскресенский обещал преосвященному Никодиму свою поддержку в случае каких-либо затруднений на новой кафедре.
Другой петербургский корреспондент Никодима, обер-секретарь Святейшего Синода Николай Иванович Олферьев, поздравляя Казанского викария с назначением в Красноярск, писал: «В 18 день минувшего сентября Государь Император Высочайше соизволил на определение Св<ятейшего> Синода о назначении Вашего Преосвященства на вновь открытую кафедру Енисейской Епархии»[11]. При этом Олферьев отмечал, что причинами, побудившими императора к открытию Енисейской епархии, стали огромное пространство Томской епархии, раскол и инородцы-язычники.
В благодарность Богу за полученные добрые известия епископ Никодим записал в своем дневнике:
«Слава Тебе, Господи! Я воскрес! Ты воскресил меня. Я извлечен из ничтожества и тягостной зависимости от людей, слишком мало заботившихся о мне. Отселе начинается моя самостотельная жизнь: и, что я буду, не ведаю: Господь весть. Токмо я хочу и обещаюсь служить моему стаду всею душею моею, всем умом, сердцем, силами, временем. Радуюсь, что мне судил Господь быть первым в новой епархии. Припоминаю слова Апостола Павла: “Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду: но якоже есть писано: имже не возвестися в нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют ”(Рим. 15: 20—21). Слова сии я читал сегодня»[12].
Примечательно, что будущий Красноярский владыка никак не мог дождаться официального указа о назначении на новую кафедру. Хотя Казанский архиепископ Афанасий (Соколов) уже получил из Синода копию этого указа, но держал при себе, не сочтя нужным сообщить об этом столь презираемому им викарию. Вскоре недоумение с получением указа объяснилось: почтовые чиновники совершили досадную оплошность, отправив Никодиму указ о его назначении не в Казань, где он пребывал до того времени, а непосредственно в Красноярск!.. Прошло немало времени, чтобы эту бумагу доставили в Казань через Томскую духовную консисторию (до учреждения новой епархии Красноярск относился к Томско-Енисейской архиерейской кафедре). 24 ноября 1861 года епископ Никодим получил от преосвященного Томского и Семипалатинского Порфирия (Соколовского) письмо за № 3064, в котором пишет, что протоиерей Касьянов привез из Красноярска в Томск указ Синода о назначении епископа Никодима на новооткрытую Енисейскую кафедру. О. Касьянов просил еп. Порфирия поскорее переправить документ в Казань, добавляя, что готов содействовать преосвященному Никодиму в деле становления епархии и готов дать ответ: кого из красноярского духовенства можно назначить на ключевые должности в кафедральный собор и духовную консисторию [13].
Подлинного указа Святейшего Правительствующего Синода о назначении викарного епископа Чебоксарского Никодима правящим архиереем Енисейско-Красноярской епархии в фондах ГАКК не сохранилось, есть только копия. Из этого документа явствует, что «…Синод слушал Высочайше утвержденный в 18-й день минувшего сентября всеподданнейший доклад Синода о замещении архиерейской кафедры в г. Красноярске, с представлением трех кандидатов, из которых 1-м представлены были Ваше Преосвященство; на каковом докладе собственною рукою Его Императорского Величества написано “быть первому…”». Поэтому Синод приказал «…о воспоследовавшем в 18-й день сентября сего года Высочайшем повелении о назначении Вашего Преосвященства на кафедру Енисейскую объявить: а) Вашему Преосвященству; б) Преосвященному Томскому Порфирию и в) Архиепископу Казанскому Афанасию; при чем препроводить к Вашему Преосвященству для надлежащего руководства копии с Высочайше утвержденного 25 мая сего года доклада Святейшего Синода, об учреждении Енисейской епархии и штата Енисейского Епархиального управления…». Далее указ предписывал преосвященному Никодиму сдать дела по викариатству Казанской епархии архиепископу Афанасию и получить расчет, а затем «…немедленно следовать во вверенную Вам епархию», где, по прибытии, заняться образованием штатов архиерейского дома, кафедрального собора и консистории… Не забыл Синод и о предстоящих немалых затратах Никодима, поручив «…хозяйственному управлению при Святейшем Синоде сделать распоряжение об отпуске Вашему Преосвященству причитающихся по положению 13 августа 1802 года прогонных денег от г. Казани до Красноярска, а также на подъем семьсот руб<лей> сер<ебром>, для чего передана в то управление выписка из сего определения октября 19 дня 1861 года»[14]. К сказанному можно добавить, что подлинный указ долго путешествовал по почте и был наконец вручен епископу Никодиму только по прибытии на новое место служения — в кафедральный и губернский город Красноярск.
Первый Енисейский архипастырь отбыл из Казани в Красноярск 7 декабря 1861 года. «Немедленно» выехать к новому месту служения не получилось из-за упомянутой выше ошибки почтовых служителей. Зима же в том году была очень морозной, а преосвященному Никодиму предстояло проехать вместе со своим келейником почти половину России через Вятку, Пермь и многие другие города и веси. Это путешествие тяжко отразилось на его здоровье — святитель до конца жизни страдал воспалением почек.
С делами же по новой епархии Никодиму пришлось столкнуться уже в Томске, где он принимал дела от преосвященного Порфирия (Соколовского). Последний, как вспоминал на страницах своего дневника Енисейский архипастырь, «…по какой-то странной привязанности захотел посвятить в игумению монахиню девичьего монастыря в Енисейске, Афанасию» [15]. Ради этого Томский епископ, несмотря не только на лютые морозы, но даже имея у себя на руках копию указа об открытии новой архиерейской кафедры в Красноярске, все же вызвал монахиню Афанасию в Томск для возложения на нее игуменского креста… Епископ Никодим смирился и решил уступить — ради братолюбия. Было и небольшое утешение — во исполнение того же синодального указа епископ Никодим получил от Томского архиерейского дома часть ризницы для будущего служения в Красноярске.
Спустя почти месяц после начала путешествия в Красноярск, 2 января нового 1862 года, на станции Подъельничной архиерейская повозка приблизилась к экипажу протоиерея Василия Дмитриевича Касьянова, выехавшего навстречу своему святителю. Отныне путь до Красноярска они совершали вместе, а затем шли сообща не только на земном поприще — епископ Никодим вскоре станет духовным сыном протоиерея Касьянова, бесценное рукописное наследие которого также хранится в фондах ГАКК.
День 4 января 1862 года также стал памятным для первого нашего архипастыря — тогда он впервые пересек границу епархии Томской и оказался на земле Енисейской, еще одном месте служения Церкви Христовой. Это произошло на исходе дня, когда епископ Никодим и о. Василий помолились у деревни Зерцалы в бережно хранимой местными жителями келье старца Даниила Ачинского. В Красноярск же преосвященного Никодима доставил конный экипаж утром 5 января. Читаем на страницах дневника: «Приехал в Собор, мне Богом данный, будущий кафедральный, Рождества Пресвятыя Богородицы. Краткая лития; помолился, вышел. Меня привезли на новую квартиру — купчихи, Мавры Герасимовны Беловой. Я вздохнул и перекрестился»16. Это был Крещенский сочельник, а в 12 часов того же дня преосвященный Никодим, согласно его дневниковым записям, молился за Божественной литургией в Богородице-Рождественском соборе, однако затем, исполнившись сил, сам совершил Великое освящение воды.
Дата же первого служения преосвященным Никодимом Божественной Литургии означена 7 января: «Служил впервые в Богоданной Енисейской епархии моей, в Воскресенском соборе, во храме Владимирской Бож<ией> Матери. Сказал и проповедь. Слава Богу, благодеявшему мне!»[17]. Отсюда следует, что в тексте статьи И.В. Фигуровского, процитированной в начале настоящего исследования, имеется опечатка: первую Литургию на новооткрытой кафедре преосвященный Никодим совершил не 8-го, а 7-го января 1862 года. Это и подтверждает подлинная рукопись святителя [18].
На новом месте святителю Никодиму вскоре предстояли и новые труды — приходилось выбирать штаты кафедрального собора и духовной консистории, наносить визиты губернатору и именитым гражданам города Красноярска, а также самому принимать многочисленных гостей и просителей. Среди последних был и единственный в губернии помещик Иван Иванович Коновалов, который боялся отойти в мир иной, так и не дождавшись открытия в Красноярске епархии. «Добрый старик, — вспоминал о нем епископ Никодим. — Он мне прислал столовый прибор каменной посуды. Спасибо!» [19]. Тремя же годами ранее заводчик Коновалов писал из села Знаменского в Москву своему духовному отцу, выдающемуся миссионеру игумену Парфению (Агееву): «…Кругом или лицемеры, или продажные лжецы, люди без прямодушия, правды и верности нет ни в ком, везде двусмысленность и гнусное ласкательство, все дышит лестью и обманом, словом, все подернулось какою-то мглою ночи и увы! — путеводные звезды во мраке померкли, пастыри спят, и силы душевные ослабели так, что не только нет возможности бороться с наплывом грустных впечатлений, но волей-неволей опять лезешь в омут обыденных хлопот, опять подчиняешься какому-то неизбежному закону обстоятельств и гнету житейских случайностей!..» [20]
Но Господь даровал земле Енисейской великую и яркую путеводную звезду! Отныне преосвященный Никодим (Казанцев) сделался для красноярцев подлинным духовным пастырем, который учил и проповедовал, помогал страждущим, вразумлял заблудших, помогал подняться падшим. Трудами и молитвами первого Енисейского святителя епархия вскоре укрепилась, прирастая новыми храмами, богословскими и приходскими школами, духовно-просветительскими изданиями, тысячами обращенных ко Христу жителей севера Сибири. Мы все перед ним в неоплатном долгу — поэтому наша нынешняя конференция должна cтать важной вехой в великом деле воскрешения памяти епископа Никодима.
Примечания
[1] Фигуровский И.В. Материалы по истории Енисейской епархии // Енисейские епархиальные ведомости. 1912. № 1. С. 20
[2] Никодим (Казанцев), епископ. Путешествие Преосвященного Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения [Публикация А.С. Богданова] // Енисейские епархиальные ведомости. 1911. № 22. С. 18
[3] ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 151. Л. 114
[4] Там же. Л. 118 об.
[5] ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 153. Л. 7
[6] Там же. Л.10
[7 ]Там же. Л. 53 об.
[8] Никодим (Казанцев), епископ. Путешествие Преосвященного Никодима… С. 18.
[9] ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 153. Л. 55 об.
[10] Там же. Л. 71
[11] Там же. Л. 71—71 об.
[12] Там же. Л. 71 об.
[13] ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 10. Л. 395—395 об.
[14] ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 2. Л. 1—3
[15] Никодим (Казанцев), епископ. Путешествие Преосвященного Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского, из Казани в Красноярск после назначения [Публикация А.С. Богданова] // Енисейские епархиальные ведомости. 1912. № 2. С. 33
[16] Там же. С. 38
[17] Там же. С. 39
[18] ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 154. Л. 39 об.
[19] Никодим (Казанцев), епископ. Первые дни служения в Красноярске Преосвященного Никодима [Публикация А. С. Богданова] // Енисейские епархиальные ведомости. 1912. № 8. С. 39
[20] Отдел рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея. Епарх. собрание. № 871-а. Письмо № 93. Л. 197 об.