Испокон веков солнечные затмения почитались в народе за провозвестников различного рода бедствий, будь то природные катаклизмы, голод или войны. Оттого и известие о том, что 20 августа (7 августа по старому стилю) 1887 года над Красноярском случится полное солнечное затмение, вызвало страх среди простых горожан.
Каких только усилий не предприняли местные власти для вразумления суеверных красноярцев! Со страниц едва ли не всех печатных изданий — от «Правительственного вестника» до «Енисейских епархиальных ведомостей» публику убеждали: астрономическое явление является лишь случайным следствием наложения друг на друга траекторий небесных тел, и к делам земным оно имеет весьма отдаленное отношение. Тем не менее, красноярские журналисты признавали: «Действительно, для человека незнающего зрелище полного солнечного затмения должно представлять нечто мрачно-таинственное».
Редким природным явлением в небе над Сибирью заинтересовались в Санкт-Петербурге — над европейской частью страны затмение полностью увидеть было невозможно. Из столицы Российской империи наблюдать еще недостаточно изученное в ту пору природное явление командировали семерых астрофизиков. В их число вошел и знаменитый ученый, будущий изобретатель радио Александр Степанович Попов.
Прибытие столичных ученых, привезенная ими из далекой России загадочная аппаратура (ее установили на Караульной горе близ часовни Параскевы Пятницы) только упрочило суеверные страхи красноярцев. Незадолго до затмения прошел слух: мол, город уничтожит землетрясение, а спастись можно будет только на горе, рядом с учеными. Так что работать гостям из Петербурга и красноярским астрономам-энтузиастам пришлось в окружении армейского оцепления. Тем не менее, свою работу астрофизики выполнили успешно.
Солнечное затмение 1887 года было весьма продолжительным: светило скрылось от красноярцев на два с половиной часа (с 9.59 до 12.27).
«В момент полной фазы тишина была необыкновенная — листья на деревьях не шелохнулись… Корона казалась в виде белого кольца, от которого шли недлинные лучи, прерываемые окружавшими облаками. Видны были звезды, преимущественно на западной стороне. На животных и птиц быстро наступившая неожиданная темнота произвела удручающее впечатление», — вспоминал впоследствии один из очевидцев.
В числе многих сотен людей за редким природным удивлением в родном городе наблюдал и Василий Иванович Суриков. Сделанные художником рисунки с натуры стали одними из немногих дореволюционных изображений часовни Параскевы Пятницы.
Ну а сама часовня в ХХ веке устоит как раз во многом благодаря памяти о затмении 1887 года и пребывании в Красноярске А.С. Попова. В 1976 году на чудом уцелевшее в годы богоборчества здание даже повесят соответствующую мемориальную доску (спустя десятилетия, в ходе реставрационных работ, она будет снята).