«Она казалась во всех отношениях недосягаемой вершиной»

i2

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел новый выпуск передачи «Диалоги». Ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин побеседовали о сохранении памяти Екатерины Иофель (19232017) выдающейся певицы, педагога, почетного жителя Красноярского края — в наши дни.

В этом начинании активно участвует «Касьяновский дом». В октябре при участии нашего центра состоялся концерт-открытие фестиваля духовной культуры «Покровские встречи» «Как нам дается благодать», посвященный Екатерине Иофель, а в этом месяце готовится к открытию одноименная выставка в филиале «Касьяновского дома».

ДВ: Уважаемые радиослушатели! В октябре в Красноярске замечательным вечером памяти Екатерины Константиновны Иофель открылся XXXIII фестиваль духовной культуры «Покровские встречи». И сегодня у нас в гостях руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин, выступивший автором сценария концерта.

Добрый вечер, Геннадий Викторович!

ГМ: Добрый вечер, Дмитрий Николаевич, добрый вечер, дорогие слушатели!

ДВ: Красноярцы не могли не обратить внимания на то, что Покровский фестиваль является не мероприятием строго религиозной направленности, но действительно праздником духовной культуры, — а это понятие предполагает уже куда более широкое и объемное мироощущение.

ГМ: Это очень ценное наблюдение, я очень вам признателен за него. Сейчас мы с коллегами по епархиальному Отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и «Касьяновскому дому» стремимся продолжать линию, начатую еще в 1990-х годах передачей «Русские вечера». Тогда мы с Сергеем Щегловым (ныне — консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, — М.Р.) стремились создать медиапроект не сугубо в церковном ключе, но православный, прежде всего, по духу: от вступительных кадров до финальных титров.

Недаром Святейший Патриарх Кирилл регулярно напоминает о необходимости раскрытия понятия духовности во всем его многообразии: это и музыка, и хоровое пение, и наша великая литература. Ведь всего перечисленного в России не могло бы быть без Православия!

Поэтому каждый год перед Покровским фестивалем мы ищем нового героя, выстраиваем путь разговора о нем с нашим зрителем. Вечер «Как нам дается благодать» был в каком-то роде экспериментальным. Казалось бы: какое отношение имеет к празднованию Покрова Божией Матери не только Екатерина Иофель, но и, например, Павел Федирко (первый секретарь Красноярского крайкома КПСС в 1972–1987 гг., — М.Р.).

Но лично у меня к концу вечера таких вопросов уже не было; оказывается, что вся наша история едина, и что 1970-е с 1980-ми годами были не только временем больших промышленных строек. А ведь в те годы новое поколение руководителей города и края пыталось спасти остатки русской культуры — православной по своему происхождению.

sIMG_2143_50

И главная героиня нашего вечера — Екатерина Иофель — тоже человек, который неимоверно много внес в развитие не только всей духовной культуры края, но и пения, притом и пения церковного. Екатерина Константиновна готовила не только прекрасных певцов, которые украсят затем лучшие сцены мира, но и развивала именно церковное пение. Она была участницей попечительского совета при знаменитом детско-юношеском хоре «София», способствовала сохранению духовной православной культуры, поскольку была глубоко верующим человеком. Об этом мы и хотели рассказать нашим зрителям тем вечером.

Отсюда и возникает тема Покрова Божией Матери. Ведь праздник — это не только дата в календаре, но нечто большее: радость, данная нам свыше. В том числе, и от реализации своего таланта.

ДВ: Концерт был приурочен и к некоторым важным датам из истории Красноярска…

ГМ: Да, и это, на мой взгляд, служит лишним подтверждением тому, что ничего случайного и лишнего в нашей жизни нет. Бывает и то, что по Промыслу Божиему, несколько памятных важных дат накладываются почти что одна на другую. Это и Покров Божией Матери (14 октября), и 95-летие со дня рождения Екатерины Иофель (12 октября), и 56-ой день рождения главного ее ученика — Дмитрия Хворостовского (16 октября), до которого сам Дмитрий Александрович, к нашей глубокой скорби, не дожил.

Соединение этих дат, этих судеб вкупе с музыкой, вкупе с общим духовным началом уже само по себе дало нам мощный посыл — еще при подготовке концерта.

ДВ: Если говорить о музыке, то нельзя не отметить, что ни одно произведение из прозвучавших на концерте не было случайным. Сами исполнители были удивлены тем, насколько органично всё, вплоть до «Французской песенки», вплелось в общую сюжетную канву. Сложилось ощущение, что получился не просто концерт, а что-то вроде документального фильма о Екатерине Константиновне. И его участниками стали не только персонажи с видеоряда, но и все, кто находился на сцене. Как получается выстраивать столь целостный и яркий сюжет?

ГМ: С одной стороны, Дмитрий Николаевич, мое счастье в том, что за много лет уже сложилась команда единомышленников, которая работает над открытием Пасхального и Покровского фестивалей в Красноярске, а в этом году, вдобавок, — и потрудилась над «Русским салоном эпохи Романовых», вечером памяти государя-страстотерпца Николая его семьи. Наша команда — это главный дирижер Красноярского государственного театра Оперы и балета им. Д.А. Хворостовского Анатолий Чепурной, режиссер Марианна Кайдани, пианист Сергей Чайин и целый ряд других талантливых и ярких людей искусства. Например, на том же вечере «Как нам дается благодать» прекрасно выступила сразу в двух ипостасях Екатерина Баулина. Вообще, многие из выступивших артистов и творческих коллективов тогда предстали перед публикой будто в новом качестве.

Во-вторых, всякий раз мы ведем кропотливую подготовительную работу. Это и съемки сопроводительного видеоряда, и подбор произведений, и работа над сюжетом.

sIMG_2068_50

В этом году нам очень помогла известный красноярский журналист Людмила Вахменина, племянница Екатерины Иофель. Она передала нам огромное количество материалов, оставшихся как наследство ее великой родственницы. И благодаря им я сразу, как автор, понял, что звучало в жизни Екатерины Константиновны, что она сама исполняла со сцены. Читаешь ее знаменитые тетради с записями, перебираешь в них ставшие потом известными имена, и буквально видишь, как она пестовала своих воспитанников, составляла для них репертуарные планы: от простого — к сложному, от известного — к неизвестному. Конечно, этот прекрасный круг музыкальных произведений мы не могли не учесть при составлении сценарного плана.

Но самое интересное лично для меня — это совмещение происходящего на сцене и сопровождающего действо видеоряда. Получится ли гармоничный синтез? Раскроют ли музыка и танцы кадры кинохроники? А ведь мы представили совершенно разные произведения, от церковных песнопений до «Левого марша» и «Здесь будет город-сад». Казалось бы, какая связь между духовностью и Владимиром Маяковским? Но ведь это метафорически отображает нам столкновение эпох, демонстрирует как менялось время и как менялись люди в нем.

А видеоматериалов для нашего концерта было много: спасибо за это и Красноярскому институту искусств, и Краевому краеведческому музею, и нашим телекомпаниям. При отборе этих драгоценных кадров мы сочли наиболее важными два фрагмента.

Первый — это одно из последних интервью Екатерины Константиновны, где она говорит красноярскому журналисту Наталье Кечиной: «Каждое утро, как я просыпаюсь, я иду на работу как на праздник. И говорю себе: „Старая дура! Что ж ты каждый день себе праздник устраиваешь?! Но вы поймите: я по-другому уже и не могу». А на втором записан мастер-класс Иофель для одного известного московского артиста, заявившего, что он очень хочет поучиться у великого педагога. Екатерина Константиновна там сначала отчитывает гостя за пение с нот, но потом меняет гнев на милость и заявляет, что взяла бы его в свой класс, будь он помоложе: «В вас живет музыка, а это главное для меня».

На наш взгляд, в жизни Екатерины Иофель было три главных вещи: музыка, советское государство и вера, о чем знают сейчас лишь немногие. Государство распалось, музыки в ее жизни становилось всё меньше, а вера оставалась с ней всегда.

ДВ: Студенты, занимавшиеся у Иофель, вспоминают, насколько она была непростой личностью. С одной стороны, к своим ученикам Екатерина Константиновна была строга и требовательна, но при этом они могли свободно заниматься и творить, не боясь никаких преград со стороны, — зная, что их всегда поддержит и защитит их педагог.

sDSCF2570

Скажите, Геннадий Викторович, а какая по характеру Екатерина Иофель открылась лично вам при подготовке этого вечера?

ГВ: Очень интересный вопрос! Знаете, когда в былые годы мне доводилось вживую видеть Екатерину Константиновну, у меня никогда даже не было мысли подойти к ней, познакомиться, заговорить о чем-то. Настолько недосягаемой во всех отношениях вершиной она мне казалась!

И достичь этой вершины мне удалось только в 2008 году. Тогда в свет вышла моя книга «Судьба Церкви — в судьбе храма» о красноярском Свято-Троицком соборе. И в один прекрасный момент раздался телефонный звонок: Екатерина Константиновна буквально два часа отчитывала меня за то, что при написании книги я никак не связался с ней. А ведь она могла поведать немало интересного о новейшей истории этого храма, будучи лично знакома не только с архимандритом Нифонтом (Глазовым), но и со святителем Лукой (Войно-Ясенецким)!

Конечно, тогда я не знал, как даже ей ответить. Я полагал, что было бы бестактно злоупотреблять временем столь заслуженного и уважаемого человека, но, как оказалось, я был неправ. Мы после этого неоднократно встречались, много общались — на самые разные темы. И в моем сознании отпечатался образ хрупкой женщины; хрупкой, но не боящейся ничего. Екатерина Константиновна не боялась ни талантов, ни бездарностей, ни бюрократических препон. Она была мастер своего дела, поэтому с легкостью разрешала все возникавшие проблемы.

Екатерина Иофель была больше чем мастер — она была Личностью с большой буквы, а такие люди никогда не вписываются в общие рамки и устоявшиеся каноны. Потому к ним и относятся всегда неоднозначно. Но безусловно, что для своих студентов Иофель была второй матерью. Рассказывают даже, что один китайский студент так и называл ее — «русской мамой», и Екатерина Константиновна тогда не поленилась освоить азы китайского, чтобы общаться со своим названным сыном на его родном языке.

А главным языком ее жизни была музыка. И, быть может, поэтому трепет и служил естественным состоянием для каждого, кто находился рядом с Екатериной Иофель: чтобы этот язык звучал чисто и громогласно.

Не менее важной — повторюсь еще раз — в ее жизни была православная вера. Мне посчастливилось и видеть, как Иофель молилась в храме, и держать в руках ее потертый молитвослов (его, как и многие другие ценные экспонаты, смогут увидеть посетители «Касьяновского дома»). Действительно, на ее примере понимаешь, как крепка вера в русском человеке, и что никакие членства в коммунистической партии или комсомоле не могут ее сломить.

sDSCF2575

ДВ: Вы уже упомянули про готовящуюся в вашем музейно-просветительском центре выставку памяти Екатерины Константиновны. Скажите, что еще, кроме того самого молитвослова, увидят ее посетители? В чем ее основной замысел?

ГМ: Прежде всего, этой экспозицией (откроется 16 ноября в 17.00 по адресу: пр. Мира, 43, — М.Р.) мы хотели подчеркнуть крепость связи времен на нашей Красноярской земле. Если вы помните, то об этом в своем слове на том майском концерте памяти Царской семьи говорил наш губернатор Александр Усс. Очень радует, что такие истины в наши дни находят понимание на самом высоком уровне.

В судьбе Екатерины Иофель связь с поколениями предков прослеживается отчетливо, хоть и порой носит несколько трагический характер. Например, ее родственники в середине XIX века строили Богородице-Рождественский кафедральный собор, а совсем еще юной Екатерине летом 1936-го (ей не было еще и 13 лет) довелось стать свидетельницей разрушения этой святыни. В разговоре со мной она вспоминала, как поругателям лишь с третьей попытки покорился величественный храм, как он будто взлетел при этом, застыв на мгновение в воздухе.

Что мы представим посетителям «Касьяновского дома»? Все экспонаты перечислить трудно: это и документы, и фотографии, и грампластинки, и нотные сборники, и картины, и книги.Будет очень много разных наград, полученых Екатериной Константиновной при жизни, в том числе и самая ее любимая — лента почетного гражданина Красноярского края.

sDSCF2586

Будут там и личные вещи, предельно характеризующие личность Иофель: тот самый молитвослов, иконы и ее метроном, оставшийся в память о ее супруге, замечательном пианисте Якове Расине. Наши гости смогут своими руками прикоснуться к тем самым рабочим тетрадям с подробными и обстоятельными записями великого педагога о своих учениках.

Мы стремились к тому, чтобы эта выставка носила интерактивный характер. Специально для нее мы приобрели современный электрофон, на котором можно слушать старинные грампластинки. И в тишине «Касьяновского дома» наши гости — надеюсь, среди них будет и молодежь — смогут услышать бесценные записи голосов Петра Словцова, Натальи Шпиллер или Дмитрия Хворостовского…

Екатерина Иофель будет гланым, но не единственным героем нашей выставки; с помощью нее мы постараемся максимально рассказать о музыкальной жизни и общей истории края в прошлом веке. А сквозной темой призвана стать вера: вера в Бога, вера в людей, вера в свое особое призвание.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *