19 июня стал четвертым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
9.20. Прибытие в Новую Еловку.
Утром наша исследовательская группа прибывает в село Новая Еловка в сопровождении протоиерея Сергия Пигасова, куратора поездки от Ачинского благочиния, и протоиерея Александра Яблушевского, штатного священника боготольского Никольского храма, уроженца Новой Еловки. Это село стало последним местом служения священноумченика Владимира Фокина.
Здесь мы в первую очередь посещаем место, где раньше стоял храм. Здание храма, привезенное с ачинского кладбища (там тогда началась постройка каменной церкви) простояло до 80-ых годов прошлого века, правда с 1931 года это уже был сельский клуб. Тогда священника, служившего уже после Владимира Фокина, репрессировали (вероятнее всего, он был расстрелян вместе с епископом Амфилохием Скворцовым), а детей отдали в детский дом. Отец Александр рассказывает, что на месте алтаря богоборческие власти устроили танцпол, но на нем никто из сельчан не танцевал. Здание разобрали, когда рядом построили новое кирпичное здание дома культуры. Что же касается храма, то местные вроде и хотели бы его восстановить, но поддержки от власти не получили. Асфальт есть, машины у всех есть — езжайте в Ачинск.
В это время к нам присоединяется заведующая школьным музеем Новоеловской СОШ Наталья Валерьевна Бондаренко, заходит разговор о предметах из старого храма. Отец Александр показывает епитрахиль из него, а Наталья Валерьевна рассказывает об иконах в школьном музее — когда храм закрыли, их использовали даже как верстаки в мастерской, но в конце концов местные верующие правдами и неправдами заполучали их и хранили, а когда открылся школьный музей — понесли туда. Правда, часть предметов из храма все же была утрачена, музей дважды обворовывали, и ничего из награбленного не вернули.
10.00. Новая Еловка. Школьный музей.
За этим разговором перемещаемся собственно в музей. Музей для школьного огромный — пять залов, три с половиной тысячи экспонатов. Музей сейчас размещается в бывшем здании церковно-приходской школы. Образовался он в 1981 году, как и все школьные музеи, в отдельном кабинете, но быстро разрастался, и в итоге под него было выделено целое здание.
Один из залов музея наряду с предметами дореволюционной старины украшен и иконами из старого храма. Здесь мы обмениваемся с музеем известной нам информацией, получаем некоторые материалы по истории села и церкви, но, к сожалению, о священномученике Владимире здесь ничего не находим. Зато нам удается совместными усилиями установить личность и некоторые факты из биографии последнего сельского священника — звали его Иван Яковлевич Царюк, и он был расстрелян по ложному обвинению в 1938 году.
Находим здесь и стенд, посвященный расстрелянным в марте 1919 года партизанам-щетинкинцам. История отца Владимира Фокина начинает перекликаться с историей священномученика Михаила Каргополова — даже совпадают примерные даты и убийства, и возмездия убийцам от рук белогвардейцев. Правда, говорят, в селе образ партизан более положительный.
10.50. Новая Еловка. Кладбище.
Впрочем, не забыты и колчаковцы. Отец Александр на кладбище показывает железный крест на месте их братской могилы. Он, правда, не подписан. Зато подписана одна из партизанских могил, расположенная чуть поодаль. Есть, недалеко от кладбища, и обелиск в память о партизанах, совсем заброшенный. Раньше здесь у школьников начинался учебный год, а теперь никто уже не ходит.
12.00. Дорога на Лодочную.
По нашим данным, именно в деревне Лодочной был убит красными отец Владимир Фокин. Сейчас в деревне никто не живет, и дорога туда совершенно непроходима для транспорта, так что доехать до самой деревни у нас не получается. Позже, правда, выяснится, что по рассказам местных убит он был еще по дороге туда. Выходит, мы подобрались гораздо ближе к месту кончины священномученика, чем тогда думали. И именно здесь сопровождающие нас священники совершают молебен святому Владимиру Фокину.
13.00. Большой Улуй. Архив.
После неудавшейся попытки попасть в Лодочную, мы расстаемся с отцом Александром и перебираемся в районный центр, где, после обеда, посещаем местный архив. Нас встречает Владимир Васильевич Усков, директор архива. Еще до отъезда мы запрашивали некоторые интересующие нас документы, но выясняется, что таких в архиве нет. Тем не менее, ценные сведения находятся — что-то из отсутствующих материалов Владимир Васильевич использовал в своих публикациях для местной газеты, а что-то мы просто не запрашивали раньше, но знаем, что они нужны нам теперь, после проделанной в экспедиции работы. Кроме того, удается получить подтверждение многим сведениям, полученным ранее.
15.00. Большой Улуй. Центральная библиотека.
В Большеулуйской центральной районной библиотеке мы заранее договорились провести круглый стол с жителями села, местными краеведами и старожилами. Было опасение, что мероприятия не вызовет интереса, но людей приходит много. На входе уже установлен наш информационный стенд, посвященный новомученикам ачинской земли, внутри подготовлена аудитория и проектор.
Приветствует гостей директор библиотеки, Ирина Викторовна Мещерякова. Затем на импровизированную сцену выходит наш руководитель — Геннадий Викторович Малашин, рассказывает о целях и задачах экспедиции. Чтобы продемонстрировать результаты подобной работы, мы показываем посетителям библиотеки последнюю версию фильма о священномученике Димитрии Неровецком, а Геннадий Викторович рассказывает о непростой истории создания книги о святом.
Переходим к нашей экспедиции. Руководитель проекта рассказывает известные нам факты о жизни священномучеников Владимира Фокина и Михаила Каргаполова, сообщает и о том, что удалось выяснить о них уже сейчас, в ходе поездки. Показываем небольшой видеоролик, собранный из материала, отснятого в экспедиции, Геннадий Малашин представляет всех нас — команду проекта. На сцену выходит Юрий Пасхальский, сотрудник «Касьяновского дома», участник обоих экспедиций под эгидой проекта «Сибирский крест» — и нынешней, и в южных районах Красноярского края в 2016 году, один из авторов фильмов, подготовленных в этих поездках. Юрий Юрьевич рассказывает о прошлой поездке и сравнивает ее с нынешней — в этот раз об образе русской деревни узнать удалось значительно больше.
Еще немного общаемся с посетителями библиотеки о проекте, о священномучениках и окрестных деревнях, отвечаем на вопросы. В аудитории присутствуют и директор местного архива Владимир Усков, и его супруга Людмила Викторовна, руководитель общественного музея «Родные истоки» в Большом Улуе. Среди гостей вечера встречаем местного старожила, Валентину Васильевну Волкову, которая делится с нами воспоминаниями о своем отце, общавшимся со священномучеником Евфимием Горячевым, и тем, что он рассказывал о святом.
Когда все гости разошлись, мы задерживаемся в библиотеке еще ненадолго, и за чаепитием с директором музея делимся открытиями, обсуждаем планы и обмениваемся материалами.
17.10. Большой Улуй. Дома у Василия Леонтьевича Борисова, старожила из деревни Лодочной.
После встречи в библиотеке мы еще какое-то время объезжаем памятные места поселка для съемок, и направляемся на интервью к местному старожилу Василию Леонтьевичу, 91 года от роду, который может рассказать о жизни в деревне Лодочной. Здесь нас сопровождают настоятель большеулуйского Никольского храма протоиерей Вениамин Ходов и атаман станицы Большеулуйской, войсковой старшина Иван Иванович Швец.
Именно здесь мы, в частности, узнаем, что отца Владимира Фокина убили не в самой деревне, а на дороге к ней. Выясняется интересный факт — из деревни к концу 1960-ых все разъехались сами, вести хозяйство было невозможно — вода в нескольких километрах, равнин нет, сплошные холмы. Узнаем еще много нового о жизни в этих краях, окрестных деревнях и коллективизации, о казачестве.
19.00. Возвращение в Ачинск.
На обратном пути мы еще снимаем памятный крест казакам, расстрелянным в годы Гражданской войны на въезде в Большой Улуй, про который нам рассказал Иван Иванович. А после мы возвращаемся из гостеприимного Большого Улуя и готовимся к следующей поездке — в Боготольский район, где, в селе Большая Косуль, был убит иерей Андрей Волжский.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».