16 июня началась исследовательская поездка проекта «„Сибирский крест:“ новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» расскажет о событиях поездки в серии дневников проекта.
10.00. Отправление из Красноярска.
Вся группа в сборе, возглавляемая руководителем проекта — главным хранителем «Касьяновского дома», ответственным секретарем Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадием Малашиным. Съемочное оборудование проверено и упаковано, у всех участников экспедиции — справки о местах, в которых предстоит побывать, и о людях, о которых предстоит узнать. Красноярск провожает холодным дождем.
12.00. Прибытие в Ачинск.
В Ачинске мы встречаемся с протоиереем Сергием Пигасовым, штатным священником ачинского Казанского собора, куратором экспедиции от Ачинского благочиния. Отец Сергий ведет экспедицию в село Белый Яр — место, где в 1894 году псаломщиком начал свое служение священномученик Владимир Фокин.
14.20. Прибытие в Белый Яр.
В Белом Яру мы в первую очередь направляемся в домовый храм праведного Даниила Ачинского. Здесь отец Сергий совершает молебен святому Даниилу и праведному Феодору Томскому (этих подвижников здесь помнят и чтут) и благословляет исследователей. Храм, кстати, построен почти на месте сгоревшего деревянного храма Илии Пророка 1867 года постройки — там, где было пепелище, сейчас стоит поклонный крест. После службы мы беседуем с прихожанами храма. Среди них старожил — Анна Ивановна Балакина. Она пишет стихи, прочитала нам свое сочинение, посвященное Даниилу Ачинскому. Говорят, что местных святых жители села помнят не очень хорошо, а про Владимира Фокина не слышал никто даже из наших собеседников. «Раньше все было закрыто, и все верили, а сейчас стало открыто, и никто не хочет в храм идти» — рассказывают они об отношении к вере в селе.
Одна из прихожанок, Ольга Фролова, отводит нас к дому, где, по преданию, жил Феодор Томский, во время своего пребывания в этих краях. Дом бревенчатый, ухоженый, на вид и не скажешь — 10 ему лет или 100, а, выходит, и того больше. Застать хозяев не удалось, но, как нам рассказывают, это молодая городская семья, которая недавно переехала в село и вряд ли знает больше. А мы направляемся в деревню Зерцалы — где находилась когда-то келия святого Даниила, но, как оказалась, интересны они не только этим.
15.20. Прибытие в Зерцалы.
В Зерцалах мы первым делом посещаем местный клуб, некогда бывший домом священника. Напротив него стояла белая каменная церковь, которую снесли в советские годы для прокладки дороги, главной деревенской улицы. Среди местных ходят легенды, что от дома священника до храма существовал подземный ход, в котором в годы гонений были спрятаны церковные ценности. Рассказывают и о «золотых колоколах» храма, и даже легендарном «золоте Колчака», утопленных в местном болоте. Впрочем, многие из местных смеются над этими легендами, но, похоже, они привели сюда некоторых «исследователей», активная деятельность которых и поддерживает веру в эти легенды у самих жителей Зерцал.
Но мы здесь для другого — расспрашиваем старожилов о том, каким был храм, служившие в нем священники, выясняем, жива ли память в младших поколениях. Сетуют на то, то храм снесли — были бы руины, сейчас бы уже восстановили, а сегодня на месте бывшего храма… баня. Зерцалы оказались совершенно особенным местом, с собственным колоритом, о котором мы позже обязательно расскажем подробнее.
17.40. Прибытие в Красный Завод.
Здесь мы в первую очередь посещаем свято источник Феодора Томского. Родник благоустроен, отделан резным деревом, есть и икона святого, и табличка с информацией о нем. Воду в источнике набирают буквально канистрами, однако рассказать о нем здесь некому.
Перебираемся в само село, к бывшей церкви. Здесь мы встречаем Галину Николаевну Куц — главу Краснозаводского сельсовета. Она рассказывает о планах по восстановлению храма — к нему наконец удалось приступить, найти заинтересованных людей — и о том, как храм защищали от разрушения праздной молодежью, — например, демонтировав крыльцо, теперь к двери не подобраться. На самом деле, для деревянного здания храм хорошо сохранился, и Галина Николаевна подчеркивает, что его не перестраивали, это оригинальное сооружение.
Напоследок останавливаемся снять тот самый завод, который дал имя селу, а местные называют просто «спиртзавод» (а до советской власти он был «винокуренным»). Огромное каменное здание отлично сохранилось, и не сразу удается поверить, что оно было построено еще в царское время.
20.00. Возвращение в Ачинск.
На этом сегодняшний выезд завершается, команда обсуждает собранный материал и полученные впечатления, о завтрашнем дне говорить почти что некогда. Похоже, что впереди еще множество удивительных мест и интересных людей, о которых мы расскажем в следующих выпусках дневников экспедиции.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».