Что такое человеческая жизнь? Почему мы продолжаем помнить об ушедших людях спустя даже десятилетия? Как подлинное значение личности становится понятным нам только по прошествии времени?
Эти вопросы — не по замыслу организаторов, но по искренним чаяниям публики — неоднократно затрагивались 22 декабря на встрече «Время строить» из цикла «Русские вечера в Архиерейском доме». И касались они не какой-то абстрактной фигуры, а человека, которого лично знали большинство собравшихся — архитектора Анатолия Блохина (1957 — 1997), одного из виднейших деятелей времен возобновления церковной жизни в Красноярском крае.
Трудившийся ради будущего
Именно Анатолий Федорович стоял у истоков возрождения храмового зодчества на берегах Енисея в конце XX века. Архитектор, руководя мастерской «Архпроект», выступил автором целого ряда проектов, как реставрации старинных соборов и храмов, так и строительства новых церквей, исполняя с 1995 по 1997 год послушание главного архитектора Красноярской епархии.
Благовещенский собор в Красноярске, Введенский храм в Сосновоборске, Покровская церковь в селе Шила (Сухобузимский район), Свято-Троицкая — в селе Шалаболино, Вознесенская — в селе Кочергино (обе — Курагинский район) и целый ряд других ярких архитектурных памятников Красноярской епархии не были бы известны нам в своем нынешнем виде, не приложи к их созданию своих усилий Анатолий Блохин.
Но, при этом, нельзя не отметить удивительную деталь, о которой собравшимся в конференц-зале Архиерейского дома напомнил ведущий — сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский — при жизни Анатолия Федоровича по его проектам не было построено ни одной новой церкви. Но в XXI веке на свет один за другим появляются храмы, созданные его учениками на основе идей и разработок учителя.
Незаурядность личности Блохина в том, что он сумел объединить вокруг себя целую плеяду молодых архитекторов. Потому и окончание земной жизни мастера стало лишь началом для воплощения его идей в жизнь, — мало кто из творцов искусства в разных его формах может похвастаться таким достижением.
Начало для всего светлого
Воспоминания об Анатолии Блохине его друзей и коллег, учеников и наставников гармонично дополняет видеоряд на основе кадров из архивных съемок. Вот мы видим улыбчивого мужчину в очках и потрепанной куртке, с энтузиазмом разгребающего строительный мусор в запущенном полуразброшенном здании (далеко не сразу признаешь в нем Благовещенский собор, величественный и прекрасный в наши дни).
Их сменяют кадры из куда более далеких времен: грандиозные соборы и изящные храмы, старинные и намоленные, уничтожают «воинствующие богоборцы». С какой-то непостижимой, злобной удалью люди, поколения предков которых крестились, венчались и молились в этих церквях, превращают их в руины. И какой же светлой душой нужно было обладать, чтобы спустя половину столетия истово взяться за возрождение того, что было, казалось, уже безвозвратно утрачено!
— Для меня актом Провидения стало то, что наша встреча проходит именно 22 декабря — в самый короткий солнечный день года. Как и после него каждый день становится всё больше света, так и с личности Анатолия началось всё светлое и созидательное в новейшей истории красноярского храмового зодчества, — делится своими воспоминаниями об ушедшем наставнике и друге один из соорганизаторов вечера «Время строить» — член Союза архитекторов России, доцент кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета Владимир Медиевский.
Неутомимый, неунывающий, нестяжатель
Слова Владимира Валерьевича задают общий тон вечеру: Анатолий Блохин был не просто беззаветно преданным своему делу профессионалом, он был и душевным, искренним и отзывчивым человеком.
Руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный хранитель музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», церковный историк и публицист Геннадий Малашин, рассказывая о своем знакомстве с Анатолием Блохиным, остановился на необычной силе веры и духовной глубине, которые отличали зодчего при жизни.
— Наша первая встреча с Анатолием Федоровичем совпала с началом моего воцерковления: это был 1991 год, когда только-только вновь стало возможным без опаски ходить в немногочисленные тогда еще храмы и говорить о Боге, говорить о вере. И, быть может, без бесед с этим удивительным человеком я бы ко Господу и не пришел: ведь Православие — это не только храмы, и не только епископы и священники; это и такие подвижники-миряне, одним из которых как раз и был герой нашего вечера.
— Когда я слышу это имя и фамилию, то в голове первым делом возникают не те храмы, над созданием и возрождением которых он потрудился, а веселый и жизнерадостный человек, рубивший, смеясь, дрова, чтобы отапливать свою мастерскую в старинном ветхом здании, — поделился ярким образом из памяти штатный священник Знаменского храма города Дивногорска иерей Аркадий Власов — архитектор по светской специальности, работавший вместе с Анатолием Блохиным в 90-х годах.
При этом, конечно, тема феноменального трудолюбия и верности призванию главного героя вечера не осталось в стороне от публики:
— Анатолий был удивительным бессребреником, можно сказать, аскетом. Работая над такими масштабными проектами, он никогда не думал о личном благосостоянии, всегда довольствовался малым, даже ходил в старой одежде. А призванию своему он был верен невероятно. Работал сутками напролет, не жалея сил, — это, наверное, и подорвало здоровье, — вспоминал директор Красноярского филиала Университета Российского инновационного образования, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Николай Дроздов.
Но, наверное, самым трогательным моментом вечера стал выход на сцену сына главного героя — Романа Блохина, поблагодарившего всех гостей за бережное сохранение памяти о его отце.
В настоящий момент имя архитектора носит мастерская, которую он возглавлял при жизни. Заместитель руководителя отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия краевой службы по государственной охране объектов культурного наследия Юрий Тихонович предложил увековечить память об Анатолии Блохине установкой мемориальной доски на здании по адресу: г. Красноярск, пр. Карла Маркса, 24, где зодчий трудился в последние годы своей жизни.
Инициатива была единогласно поддержана всеми присутствующими, выразившими также слова искренней благодарности всем организаторам вечера. Но, быть может, самый главный памятник Анатолию Блохину — нерукотворный — уже давно стоит в сердце каждого красноярца, неравнодушного к архитектурному наследию своего города и края. Удивительным образом мастер продолжает жить в решениях и проектах своих последователей.
Жизнь после смерти — разве может быть высшая награда для истинного христианина?
Организаторы «Русских вечеров в Архиерейском доме» — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Дом дружбы народов Красноярского края и Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».