В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел двадцать первый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Об иерархах, которые несли служение в трагические для Церкви годы «воинствующего атеизма», рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Здравствуйте. Наша программа продолжает цикл передач об истории Церкви в период революции. Более того, совместно с музейно-просветительским центром духовной культуры края «Касьяновский дом» мы подготовили серию программ об архиереях, которые управляли Енисейской (Красноярской) епархией в мрачные годы гонений на Церковь. Епископская кафедра в 20-е годы прошлого века в будущей краевой столице стала всё чаще пустовать: православных иерархов арестовывали, отправляли в ссылки или расстреливали, — рассказывает историк церкви Геннадий Малашин.
ГМ: Рубеж 20-х — 30-х годов в истории Енисейской (Красноярской) епархии — парадоксально простой период для историка. В чем же его горькая простота? Да, во-первых, в том, что, рассказав о судьбе одного архипастыря, мы осветим и жизненные пути других иерархов. Во-вторых, информации об их жизненных путях до нас дошло крайне мало; это буквально считанные крупицы, но, слава Богу, что у нас есть хотя бы они.
Практически все эти иерархи, перед тем как приехать в Красноярск, прошли через аресты, тюрьмы, ссылки или лагеря, да и впереди их ждало ровно то же самое. Собственно, и само пребывание иерархов, управлявших епархией на берегах Енисея, в первую очередь, являлось отбытием новых сроков ссылки, присужденных безбожной властью. И заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), был вынужден благословлять таких владык «по совместительству» на замещение епископской кафедры.
Из них лишь архиепископу Мелхиседеку (Паевскому) в то время довелось управлять епархией более двух лет и умереть своей смертью. Остальные пребывали в Красноярске, в среднем, около года каждый, а некоторые — и того меньше. Ведь пора 20-х — 30-х годов — это не просто преследования и аресты, это — година физического уничтожения епископата Православной Церкви. Кандидатов на управление епархиями год от года становилось всё меньше, так как новых рукополагать было фактически запрещено атеистическим режимом.
Конечно, тайные хиротонии совершались; именно так, как помним, был рукоположен во епископы святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Однако безбожники в те годы были твердо уверены: Церковь и ее подвижники уходят в небытие. Они уходили, но, как нам теперь абсолютно ясно, не в небытие, а — в вечность, чтобы молиться за грешных соотечественников перед престолом Божиим…
ДВ: После того, как был арестован Преосвященный Амфилохий (Скворцов), о котором мы рассказывали подробно в одной из ранее вышедших программ, Красноярская епархия оставалась без архипастыря более года. Затем, в октябре 1927 года, на кафедру назначается епископ Никон (Дегтяренко). Родился он в Черниговской губернии, получил духовное образование, служил миссионером, до и после революции был наместником нескольких монастырей.
До назначения на Красноярскую кафедру владыка Никон неоднократно подвергался арестам со стороны новой власти, полгода провел в печально известной Бутырской тюрьме в Москве, а покинув ее жуткие стены, долгое время находился под подпиской о невыезде.
Его обвиняли в том, что он — цитирую — «оказывал содействие и укрывательство монархической группе церковников и мирян, ставившей своей задачей использование Церкви и церковного аппарата для соединения воедино реакционных элементов, воздействие на верующую массу, монархическую агитацию и тому подобное».
Как рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин, владыка Никон управлял Красноярской епархией всего 4 месяца.
ГВ: Жизненный путь епископа Никона (Дегтяренко) был очень похожим на те, что прошли его собратья-иерархи. Противостоял раскольникам-«обновленцам», неоднократно подвергался арестам, прошел через места лишения свободы.
Здесь надо отметить важную деталь: все архиереи, несшие служение на Красноярской земле, оставили после себя особый духовный след. А почему? Да потому что все они были яркими, особыми личностями, иначе бы советская власть не преследовала их так последовательно и безжалостно.
Например, владыка Никон был лично знаком с самим митрополитом Петром (Полянским), проходил одним из фигурантов по делу будущего священномученика. Отбывал наказание в лагерях под Мариинском, под Бийском, потом — снова под Мариинском… И вот, в перерывах между этими лагерными сроками, он оказался в Красноярске, на очень недолгое время.
Владыка был еще достаточно молод, ему исполнилось лишь 44 года. Он нес служение в утраченном позднее Воскресенском соборе, единственном, по сути, красноярском храме, оставленном за канонической Церковью. Однако уже совсем скоро его «увольняют на покой», ссылают в Енисейск и епископская кафедра вновь становится вдовствующей…
ДВ: После недолгого пребывания в Енисейске епископ Никон вновь стал подвергаться преследованиям богоборческих властей. Новые аресты, новые приговоры, новые сроки тюремного заключения… А в 1937 году 52-летнего архиерея за «антисоветскую агитацию» осудили на смертную казнь.
На красноярской кафедре епископа Никона сменил архиепископ Мелхиседек (Паевский) — фигура насколько значимая, настолько и противоречивая для церковной истории. Владыка задержался в Красноярске почти на три года — дольше всех архипастырей той непростой поры.
Судьба его необычайно интересна и рассказу о его жизни мы решили посвятить нашу следующую программу. До новых встреч!