Имена четырех апостолов-евангелистов — Матфея, Марка, Иоанна и Луки — в сознании верующих неотделимы друг от друга. Действительно, все они стремились засвидетельствовать земной путь Иисуса Христа, раскрыть и донести до людей суть христианского вероучения.
Однако каждый из них — по-своему особенный. Чем на своих собратьев-евангелистов не был похож апостол Лука? Прежде всего, он был апостолом не от Двенадцати, а от Семидесяти; как известно, их Господь призвал буквально в последний год своей жизни на Земле. Следовательно, евангелист Лука не имел возможности лично видеть творимые Им чудеса, и слушать Его проповеди.
Сопоставляя Евангелие от Луки с другими, невольно удивляешься обилию деталей в повествовании. Например, только этот евангелист упоминает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте. И именно у него можно встретить свидетельства о многих чудесах и пересказы притч, которых не найти в трех других Евангелиях: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о добром самарянине и многих других, фундаментальных для сути христианского вероучения.
Это, прежде всего, говорит о том, что в своей работе евангелиста Лука опирался не только на личные воспоминания и рассказы других апостолов, как его предшественники, Матфей и Марк. По-видимому, он много времени и сил уделил поиску простых людей, слушавших проповеди Иисуса Христа, словно профессиональный историк. К слову, Евангелие от Луки — самое длинное по числу символов, а открывается оно событиями, предшествовавшими зачатию пророка Иоанна Предтечи; так основательно свои повествования не начинали ни Матфей, ни Марк, ни Иоанн.
Впрочем, это неслучайно: из дошедших до нас скудных биографических свидетельств известно, что апостол был немолодым и достаточно хорошо образованным человеком, практиковавшим врачом, что было нехарактерно для первых последователей Христа: там преобладали молодые люди, занимавшиеся, как бы сказали сегодня, низкоквалифицированным трудом.
Но прежде всего от них апостола Луку отличало другое: он был этническим греком, а не евреем по происхождению. Соответственно, и в своем Евангелии святой Лука ориентируется на читателя-выходца из не иудейской, а языческой среды. Например, он преднамеренно избегает употребления слова «язычники» в негативном смысле. Так, фраза из Нагорной проповеди Христа в Евангелии от Матфея «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47), Лука приводит как: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33).
Но святой Лука славен не только как евангелист. Именно он написал Книгу деяний святых апостолов, — по всей видимости, не без помощи превоверховного апостола Павла, близкого друга и соратника. Без его наследия невозможно в принципе представить богослужебную жизнь современной Церкви, ведь именно апостол написал единственное прижизненное изображение лика Пресвятой Богородицы. Так что все известные сегодня иконы Божией Матери — Владимирская, Казанская, Знаменская, «Всех скорбящих Радость» и десятки других не могли бы появиться без того самого образа двухтысячелетней давности.
Смерть святого Луки, как и у почти всех апостолов, была мученической: в первом веке нашей эры гонители распяли его на дереве в греческом городе Фивы.