В 2017-ом году по всему миру отмечается 220-летие со дня рождения Франца Шуберта, немецкого композитора, первого композитора-романтика. Его творчество — один из важнейших этапов в развитии музыкального искусства. Особенное место в мировом музыкальном наследии занимают камерно-вокальные сочинения Шуберта — песни, баллады, вокальные циклы. С одной стороны, инструментальное творчество Шуберта продолжает традиции музыкального классицизма — композиторов венской классической школы, а при внимательном рассмотрении легко обнаруживается тесная взаимосвязь с творчеством Людвига ван Бетховена. С другой же стороны симфонический Шуберт — это новая страница в истории музыки.
По соседству с Великим
Шуберт был всего на 27 лет моложе своего старшего современника — Бетховена, но умер на год раньше, прожив всего лишь 31 год. Тем не менее объем творческого наследия вполне сопоставим с бетховенским: девять симфоний (как и у Бетховена), квартеты и квинтеты, большое фортепианное наследие (сонаты, экспромты, различные танцы и миниатюры). Конечно, сходство с Бетховеном обнаруживается и в круге избранных Шубертом жанров, затем открывается и схожесть арсенала средств музыкальной выразительности. Его симфоническое творчество продолжает линию драматического симфонизма, который был заложен Бетховеном, и при более полном погружении в симфоническую музыку можно открыть преемственную связь от классика к романтику. Также можно усмотреть и сходство путей эволюции симфонического жанра в творчестве двух великих венцев.
Первые шесть симфоний и у одного, и у другого композитора создаются буквально друг за другом. Виден и большой перерыв в создании симфонических циклов перед завершающими Девятыми симфониями — у Бетховена между Восьмой и Девятой перерыв составляет десять лет, а у Шуберта — шесть. Сходством является круг избираемых тональностей, в которых работали оба композитора в симфонических произведениях.
Существует множество музыковедческих трудов, в которых явная творческая и жизненная связь Шуберта и Бетховена раскрывается с разных сторон. Это работы Ю.Н. Хохлова как составителя — «Воспоминания о Франце Шуберте», «Жизнь Франца Шуберта в документах», как музыковеда — «Песни Шуберта: Черты стиля», «Фортепианные сонаты Франца Шуберта» и мн. др.; монография В. Конен «Шуберт»; «Франц Шуберт: Очерк жизни и творчества» П. Вульфиуса; различные статьи и публикации посвящены жизни и творчеству Шуберта в различных научных сборниках.
Выстроившаяся связь характеризуется важнейшим этапом для мировой художественной, в частности музыкальной, культуры — переходом к романтическому самосознанию художника, присущего творцам XIX века. Если принять к рассмотрению конкретные признаки, обозначающие этот процесс в переменах музыкального мышления в творчестве Франца Шуберта, то первым признаком является переосмысление форм музыкальных произведений: стремление к монолитности, неотделимости частей музыкального произведения друг от друга, или, проще говоря, — к одночастности. Такая форма будет великолепно отработана Ференцом Листом, в созданном им жанре симфонической поэмы. Симфоническая поэма — достижение эпохи романтизма, ответ на поиски новых форм воплощения художественного мира композитора-романтика.
Такой импульс в творчестве Шуберта, с одной стороны, зарождается благодаря обращению к жанрам камерно-вокальной музыки (к ним Шуберт обращался на протяжении всего творческого пути), требующего тщательной и тонкой работы над малыми элементами музыкальной формы — интонацией и мотивом, из которых, собственно, создается музыкальная тема произведения. Она заключает в себе идею художественного текста, таким образом, выводя на первый план мелодию как средство музыкальной выразительности, подчиняющее себе все остальные средства — гармонию, фактуру и др. Песенный мелодизм Шуберта, отличающийся особой тонкостью и чуткостью, оказался жизнеспособен в его симфоническом творчестве. Эту легко почувствовать, пропев темы из его симфоний или увертюр.
В условиях нашего времени для слушателя знакомство с симфониями и Бетховена и Шуберта может стать довольно трудоемким процессом, поэтому мы рекомендуем начать знакомство с более удобного по длительности звучания, по ясности музыкального языка жанра, — жанра квартета, который представлен в творчестве обоих композиторов.
В квартетах Шуберта следует обратить внимание на форму строения квартета — количество частей; его Квартет c-moll, написанный в 1820 году, — одночастный, искусно выполненные гармонические средства, глубокая эмоциональная содержательность — эти черты характеризуют небольшой по масштабам формы, но широкий по содержанию Квартет.
Тема человека и судьбы, родственная теме драматургии Бетховена, преломляется в Квартете d-moll, 1824-го года написания. Здесь романтический герой представлен протестующим против судьбы, в своей естественной борьбе с неизбежным. Яркие темы, подчеркнутые активным ритмическим движением, особенно главная — она одновременно близка и бетховенскому мотиву судьбы из Пятой симфонии, и теме рока в симфониях Чайковского. Это лирико-драматическая линия симфоний, дающая слушателю возможность переживания внутренней борьбы Человека с неизбежностью предстоящего, с судьбой или роком.
В бетховенских же квартетах всегда сохраняется традиционная классицистская четырехчастная структура, но части объединены общим драматургическим замыслом, что отражается на музыкальном материале. Это черта присуща и музыкальным традициям романтизма.
Шуберт и его непризнанное величество
Шуберт вошел в музыкальную историю как величайший создатель камерно-вокальной музыки, ранее не выходившей за рамки домашнего, салонного музицирования. Благодаря творчеству Шуберта камерно-вокальные жанры смогли получить высокую художественную ценность, «возвыситься» среди других жанров и форм музыкального искусства. Это помогло преодолеть доселе существовавшие в эпоху классицизма границы между «высокими» и «низкими» музыкальными жанрами.
В первую очередь остановимся на важнейшей для истории музыки вехе — развитии жанра вокального цикла. Шуберт написал несколько вокальных циклов: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня». Их объединяет общая романтическая тема — тема романтического героя, находящегося в пути к своему идеалу жизни, любви, но никак его не достигающего. Своего рода «ахиллес и черепаха» известных сюжетов искусства. В своей ипостаси вокального композитора Шуберт раскрывает великий дар мелодиста — песни, вышедшие из под его пера легко запоминаются и способны стать сопровождением слушателю в его жизненных размышлениях, осмыслении выбранного им пути.
Это музыка с глубоким драматическим контекстом жизни самого композитора, лирические страницы дневника его дней существования. Шуберт, за свою небольшую жизнь ни разу не оказался на сверкающем пьедестале славы — это место занимал Людвиг ван Бетховен. Вероятно, ответ на вопрос, почему так произошло, стоит искать в понимании натуры художника, в общей ситуации невесомой признанности среди круга его почитателей, не выходившей за пределы даже Австрии.
Творчество Франца Шуберта — образец романтической музыки со всеми ее философско-эстетическими установками, чертами искусства эпохи романтизма в целом, при этом сохраняющее результаты музыкальных поисков эпохи классицизма. Шуберт смог продемонстрировать переосмысленную роль искусства в целом и роль музыки в частности для человеческой жизни.
Феноменом Шуберта остается все та же про-бетховенская гениальность и мощность творческого потока, заложенная в его симфоническом и камерно-инструментальном творчестве. Это его великий дар композитора-мелодиста, открывшийся в вокальной музыке. Форма его вокального цикла с лирико-драматическим сюжетом оказалась универсально применимой в будущем. С небольшой разницей во времени стали появляться фортепианные циклы, состоящие, как и вокальный цикл, из самостоятельных миниатюр, объединенных общей сюжетностью (напр. «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал» Р. Шумана и др.).
Во второй половине ХХ века распространение массовой музыкальной культуры требовало поиска наиболее подходящих форм выражения и нашло ответ в использовании вокального цикла. Название он получил иное — музыкальный альбом, но многие принципы музыкальной драматургии, формообразования сохранились и были максимально преобразованы для успешного воплощения облика артиста массовой культуры ХХ века.
Несомненно, музыка Франца Шуберта — это великий дар человечеству, возможно способный дать ответы на сокровенные вопросы бытия. При этом, музыка, носящая некоторый отблеск литературного экзистенциализма, здающегося вопросом об осознании человеком самого себя.
Ксения Мигмарова