В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел шестнадцатый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Об архиепископе Димитрии (Вологодском), несшем архипастырское служение на юге современного Красноярского края в страшные для Церкви 20-е и 30-е годы прошлого века, рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. Наша сегодняшняя программа продолжает цикл передач об истории Церкви в период революции.
В Православии подвижников часто называют столпами веры. Вокруг таких людей Божиим благословением образуется особый порядок, который наполняет благодать. В полной мере это относится к архиепископу Минусинскому и Усинскому Димитрию (Вологодскому). Именно на нем держалась целая епархия, которой было суждено просуществовать только краткое время — Минусинская. Сегодня о ней помнят только специалисты, изучающие историю времен богоборчества.
До революции жизнь будущего владыки Димитрия протекала своим чередом. Родился он в селе Рождественское (ныне Дзержинское) Енисейской губернии в 1865 году, окончил Томскую духовную семинарию, женился, был рукоположен в священный сан. В 26 лет остался вдовцом, лишившись сразу и супруги, и маленького сына. По окончании учебы в Санкт-Петербургской духовной академии вернулся в Сибирь и 18 лет нес священническое служение в Красноярске.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, он принимает монашество и переезжает в город Пермь. А когда начинается война гражданская, возвращается на малую родину вместе с белыми войсками. Правящий архиерей Енисейской епархии благословил его нести служение в Покровском женском монастыре, что располагался тогда близ Минусинска, — рассказывает главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.
ГМ: Покровскую обитель успели учредить близ Минусинска буквально накануне мировой войны. Потому, уже когда в Россию придут годы революции и братоубийственной смуты, монастырь будет продолжать строиться. Ну и, разумеется, насельницам монастыря был необходим авторитетный, достойный священник, чтобы быть духовником. Это послушание в течение нескольких лет и нес тогда еще отец Димитрий.
И вот, настает 1922 год. Лавина обновленчества буквально подминает под себя всех архиереев в Сибири. На какое-то время на нашей необъятной территории вообще не остается ни одного епископа, верного Святейшему Патриарху Тихону.
Но в народе зреет желание преодолеть раскол, вернуться к истинной и родной Церкви. На юге Енисейской губернии происходит уникальное событие: собираются представители нескольких общин верующих, решают избрать себе архипастыря и единодушно просят архимандрита Димитрия (Вологодского) стать их владыкой… Это было в 1923 году.
Отец Димитрий едет в Москву. В столице, конечно, в те годы всё было непросто: Патриарх Тихон под арестом, обновленцы готовят скорый и неправедный суд над будущим святителем, верные Предстоятелю иерархи — тоже под арестом или в ссылках. В итоге, два ссыльных епископа и хиротонисали архимандрита Димитрия во епископы. Но важно отметить, что Патриарх Тихон, выйдя на свободу, одобрил это решение, благословив владыку Димитрия нести архипастырское служение на Минусинской земле.
ДВ: В Минусинске епископ Димитрий собрал вокруг себя более полусотни приходов. При переходе к нему обновленческих священников совершал особый чин раскаяния в присутствии молящихся в храме и требовал от каявшихся публичной шестинедельной епитимии. Молва о горячем в вере епископе вышла далеко за пределы бывшей Енисейской губернии, к нему на богослужения отовсюду тянулись люди. Вскоре обновленцы почти полностью утратили свое влияние в Минусинске. Епископ Димитрий восстанавливает Епархиальный совет.
Конечно, советским властям он был неугоден. В 1930 году ему был начислен непосильный подоходный налог, в почти полторы тысячи рублей, несметную сумму по тем временам. Владыка уплатить его, конечно, не мог, тогда всё его небогатое имущество было конфисковано, — рассказывает историк Церкви Геннадий Малашин.
ГМ: Описи имущества епископа Димитрия сохранились, и читать их — горестное занятие. Сотрудники ОГПУ изъяли всё, что нашли в крошечной квартире, которую снимал архиерей. Упомянуты даже четыре пары белья, причем уточнено, что белье — рваное. Единственными богатствами владыки Димитрия были личная библиотека, предметы церковного облачения и утвари, — и всё это у него было отобрано.
По милости Божией, некоторые из этих предметов пережили десятилетия и сейчас хранятся в фондах Минусинского краеведческого музея. Например, там можно увидеть полное облачение архиепископа.
Летом же прошлого года, во время съемок фильма о владыке Димитрии, нам с коллегами довелось испытать горькое счастье от одного небольшого открытия: в музейной описи значился предмет, обозначенный как «церковная подвеска». Но когда мы его увидели, то сразу же узнали панагию архиерея, которую много раз до этого видели на нем на его фотографии.
И, знаете, это едва ли не самая скромная изо всех архиерейских панагий, которых я видел: самодельная, без драгоценных камней, без золота и серебра… Однако нам она была дороже любого металла или бриллианта; ведь именно эту панагию владыка Димитрий надевал перед тем, как обращаться к пастве со своими пламенными проповедями — в защиту истинной Церкви, в защиту Православной веры…
ДВ: А в феврале 1933 года епископа вместе с членами Епархиального совета арестовали, обвинив «в создании на территории Минусинского округа контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации».
Владыка был осуждён на пять лет ссылки в село Новоильинка Томской области, в местность малозаселенную, болотистую, известную своими морозами и нестерпимым гнусом.
Освобождают его через полтора года ввиду тяжелой болезни. Владыка возвращается в пределы Минусинской епархии, но вынужден совершать богослужения тайно в домах верующих. В 1936 году он возводится в сан архиепископа, а в 1937 году в отделение уголовного розыска приходит анонимный донос: «Архиерей общественно полезным трудом не занимается, ходит по квартирам верующих и в антисанитарных условиях совершает религиозные обряды, берет от верующих продукты, деньги и ведет паразитический образ жизни». Возбуждается уголовное дело и 72-летний архиерей вновь оказывается в тюрьме…
В архивах сохранилось письмо, которые написали два минусинских подростка, братья Колывановы, всем сердцем привязавшиеся ко Владыке Димитрию. Его они ласково называют «дедушкой»:
— Дорогой наш дедушка, скучно нам, холодно. Везде снег, во дворе и даже на подамбарьи, всё — снег. Как поглядишь, так мороз под окошко идёт, иногда как будто солнышко хочет проглянуть, но сейчас же закрывает облако. Хотелось бы знать, как Вы там поживаете. Хотелось бы видеть на мгновение тебя, наш дед, но далеко… не добраться теперь нам зимой…
Это письмо архиепископ Димитрий сохранял при себе до самой своей смерти в застенках, — рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин.
ГМ: Бытуют разные предположения исследователей о том, при каких обстоятельствах владыка отошел ко Господу. По одной из версий, он скончался от тяжелой болезни в стенах тюремной камеры. По другой — его, в числе многих других, расстреляли сотрудники НКВД на печально известной Лысой горе близ Минусинска.
По третьей же, архиепископа Димитрия (Вологодского) убили в тюрьме, и этому предшествовали не только естественные физические мучения уже престарелого, немощного иерарха, но и изощренные издевательства. Якобы, мучители, требуя каких-то новых «признаний» и «показаний», окунали владыку с головой в отхожее место, а потом омывали ледяной водой на морозе, но иерарх оставался стоек и непоколебим…
Сейчас трудно установить историческую истину. Но интересно другое: какими-то немыслимыми усилиями, верной пастве владыки Димитрия удалось получить от тюремщиков тело своего архиепископа! В глубокой тайне его захоронили на городском кладбище, близ Сретенского храма, так любимого иерархом при жизни. За его могилой не перестают ухаживать до сих пор, и, побывав там лично в прошлом году, могу сказать, что это одно из самых чтимых мест на всем минусинском погосте, чтимых как и местными жителями, так и гостями, не равнодушными к Православию, не равнодушными к истории своей страны…
И когда мы были там с коллегами летом 2016 когда, когда молились за литией на могиле владыки Димитрия, то я невольно стал свидетелем одного эпизода, напомнившего мне о тех самых детских письмах. Рядом с нами стоял мальчик, вместе со своим отцом, тоже молился, и чувствовалось, что здесь они оба неслучайно.
После богослужения разговорились с ними обоими. Узнали, что они пришли помолиться на кладбище по желанию сына. Отец рассказал, что живут они бедно, матери у мальчика нет, но в одном из местных храмов им помогают, дают выполнять хозяйственные послушания. Потом я видел того мальчишку в одной из реставрируемых в тех краях церквей, он с превеликой гордостью мыл там окна.
И, знаете, для меня он — словно духовный брат тех двух сирот Колывановых, так горячо любивших своего «дедушку». Этот мальчик словно служит доказательством тому, что владыка Димитрий не оставил паству и продолжает заботиться о тех, кто в нем нуждается, до сих пор…
ДВ: Покровский женский монастырь, где долгое время Владыка Димитрий был духовником, был стёрт с лица земли: сегодня на этом месте стоит железнодорожная станция «Минусинск». В память о нем в соседнем поселке Зеленый Бор возвели Покровский храм. Жива и память об архиепископе Димитрии Вологодском, многие уже почитают его как новомученика и исповедника Российского. И сегодня собираются все необходимые данные для причисления его к лику святых, в земле Красноярской просиявших.