Ерошкина Ирина Юрьевна, директор общеобразовательной школы № 2 им. Ю.А. Гагарина
В статье поднимаются вопросы о личности и профессиональных качествах директора школы, о его месте и роли в процессе поиска путей взаимодействия между школой и Церковью. Обозначаются формы соработничества, направленные на формирование подростков, на единство в деле духовно-нравственного воспитания гармонично развитого, морально-цельного человека, высоконравственной личности, стремящейся к совершенству.
Поиск путей взаимодействия школы и Церкви — вопрос очень не простой. И связан он, в том числе, даже не с формой работы, а с самими участниками образовательного процесса: родители, учащиеся, учителя, администрация школы, священнослужители, директор — и нахождением между ними взаимопонимания в вопросах соработничества школы и Церкви. Как всех участников данного процесса объединить невидимой нитью одного понимания важности и нужности воспитания и просвещения современных учащихся через взаимодействие с Церковью? По разного вида данным (наблюдение, общение, формы работы с учащимися и их родителями, анкетирование) становится понятно, что родители, так же как и учителя с осторожностью и некоторой опаской относятся к взаимодействию школы и Церкви. Поскольку данное взаимодействие не прописано законодательно, участники образовательного процесса проявляют свое личное отношение к подобному взаимодействию. Не учитывать их мнение нельзя. Рассмотрим же их позиции.
Родители предпочитают приобщать своих детей к церкви под личным контролем (внутрисемейно) — совместные походы в церковь, совместное принятие Таинств, разговоры о вере и Боге дома в кругу семьи. Те, кто далек от Церкви и считает это неприемлемым в семье — проявляют резкую категоричность и даже некую агрессивность к сотрудничеству школы и Церкви. Одним из мониторинговых показателей является выбор родителями предмета ОРКСЭ (до 10% выбирают модуль «Основы православной культуры», и на ежегодных родительских собраниях по выбору курса в классах высказывают свое опасение, а порой даже негативную реакцию). Таким образом, родители делятся на четыре категории:
- те, кто считает правильным семейно приобщать детей к Церкви (55–65%);
- те, кто не против взаимодействия семьи и школы (10%) — те, кто не против, по личным убеждениям, и те, кто зашел в тупик в воспитании своих детей и не знает, как дальше на них воздействовать, но понимают, что бездействовать нельзя;
- те, кто категорически против взаимодействия (30%);
- те, кто индифферентен, либо те, кто доверяет школе и формам работы в ней (30%).
Эти процентные показатели не имеют ярко выраженных границ и мигрируют и переходят из одной категории в другую (в течение первой четверти родители могут изменить свое решение, связанное с выбором курса).
Учащиеся. 5–7% учащихся истинно хотят, чтобы в школе выстраивалась работа с Церковью. 30% готовы быть вовлеченными во взаимодействие с Церковью, но больше косвенно, чем напрямую (участие в конкурсе рисунков, ДПИ, классный час, экскурсия). 30% категорично против взаимодействия школы и церкви. 40% не проявляют категоричности ни «за», ни «против».
Учителя. 75% считают эту работу лишней. По разным причинам (дополнительная нагрузка, нежелание переубеждать родителей, убеждать детей, по личным убеждениям и представлениям).
Администрация школы (заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе). Сугубо личная — человеческая, гражданская, христианская позиция. Если администратор считает нужным и важным взаимодействие школы и Церкви — он будет эту работу выстраивать и отстаивать, если нет — будет сопротивляться, либо халатно относиться к работе, либо займет пассивную позицию исполнителя.
Священнослужители. Зависит от заинтересованности священнослужителей. Позвольте обратиться к словам Патриарха Кирилла: «Я глубоко убежден в том, что обращение нашего народа к вере, несомненно, во многом связано с успехом пастырского служения» [1]. Если священнослужители заинтересованы во взаимодействии со школой — точки соприкосновения найдутся.
Роль директора школы в выстраивании данной работы. Эта роль очень значима и велика, так как от того, какой посыл идет от директора школы, зависит мера и степень взаимодействия школы и Церкви. Рассматривая роль директора школы, позвольте акцентировать внимание на современной личности директора, его профессиональных требованиях, которые к нему предъявляется государством, его профессиональных компетенциях и меру ответственности за происходящие в школе процессы.
Личность директора школы сегодня и 20–25 лет назад — это разные требования и разные стартовые позиции. Если раньше директором школы становился учитель, причем, лучший учитель, отработавший в школе не один десяток лет, то сегодня, по сути, хоть директор и имеет высшее педагогическое образование, но основные требования к нему предъявляются государством не как к учителю, а как к управленцу, экономисту, юристу, хозяйственнику — умеющему работать в кризисных, экстремальных условиях, работать с надзорными органами и исполнять зачастую нелогичные задачи в режиме финансово-экономического коллапса. Мера этой нагрузки на руководителя сегодня не просто велика, она лишает его творчества. А работа с Церковью — это творчество! Это умение увидеть образ выпускника не по требованиям ФГОС, а с житейского, духовно-нравственного подхода, чтоб не просто «специалист был грамотный, а Человек был хороший, светлый, праведный».
И вот в этом жестком отборе, ритме и с требованиями, предъявляемыми к директору школы — директор в рамках своей работы (исключительно в профессиональных границах) не то, что отходит от Церкви, он не доходит до взаимодействия с ней.
Вот в чем основная, на наш взгляд, проблема. А с учетом того, что и священнослужители имеют большую нагрузку, и служат без временных ограничений — не происходит того полноценного контакта, о котором мы говорим последние годы на Рождественских встречах и конференциях.
Но не будем безнадежно и обреченно смотреть на ситуацию. Роль директора школы имеет огромную силу, переходящую в убеждение, рычаги воздействия, стратегическую линию развития учебно-воспитательного процесса в школе и образования в целом. Рассмотрев позиции и взгляды участников образовательного процесса на взаимоотношения, взаимодействие школы и Церкви, перейдем к современному состоянию и перспективам.
Процесс взаимодействия общеобразовательной школы и Православной Церкви имеет три привлекательные стороны:
- во-первых, в нем осуществляется взаимное информирование о воспитательных возможностях, содержании, формах, методах каждого из социальных институтов;
- во-вторых, идет согласование усилий школы и Православной Церкви в отношении целесообразных действий по работе в детско-юношеской среде;
- в-третьих, осуществляются совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся, на основе социально-педагогической концепции их совместной деятельности.
Формы взаимодействия школы и Православной Церкви, которые существуют, достаточно разнообразны и интересны: духовно-нравственные беседы; знакомства учащихся с христианскими святынями; экскурсии; историческое краеведение; факультативные занятия; совместная подготовка и проведение государственных и религиозных праздников; кружковая работа; сотрудничество в конкурсах рисунка «Красота Божьего мира», ДПИ и пр.
Необходимо отметить и взаимодействие педагогов, священнослужителей и родителей в профилактике правонарушений. Таким образом, школа и Православная Церковь, с учетом автономности сторон, на основании существующей нормативно-правовой базы могут стать незаменимыми партнерами в деле духовно-нравственного воспитания гармонично развитого, морально цельного человека, высоконравственной личности, стремящейся к совершенству.
Вера православная долго была гонима, и подрастающее поколение было отторгнуто от отеческих традиций. Но можно с уверенностью сказать, что сегодня для нас наступило время не только надежды, но и реальной совместной деятельности.
Библиографический список
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Всенощного бдения в Крестовоздвиженском соборе Женевы // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4352660.html.