На каждом богослужении архиерейским чином, за редким исключением, вы можете увидеть людей с фотоаппаратами. Некоторые принимают их за «журналистов с телевизора», другие — за «безбожников», мешающих молиться. На самом деле, в храме работают епархиальные фотографы. Зачем нужно снимать богослужение?
Вопрос сейчас уже кажется странным, но некоторые верующие до сих пор впадают в недоумение при виде камеры в церкви. Это не только необходимость, диктуемая деятельностью пресс-службы, но и своеобразная фотолетопись церковной и общественной жизни нашей епархии.
На архиерейской Литургии фотограф, прежде всего, выполняет функции корреспондента, фиксируя на камеру Владыку и духовенство во время совершения богослужения. Это очень интересный и живой процесс, но кроме того перед нами — весь храм с его приходом, бедным или богатым убранством, архитектурными особенностями. Так что каждая съемка, даже в Покровском кафедральном соборе, где приходится снимать чаще всего — это всегда что-то новое. Но всегда существуют и определенные сложности, кроме тяжеленной камеры на шее.
Предрассудки
В большинстве храмов фотосъемка без благословения запрещена. Возможно, поэтому церковный народ иногда очень своеобразно реагирует на характерные щелчки затвора. Ведь «молиться надо, а не снимать» — учат раздраженные эксперты по духовной жизни. А некоторые толкаются и даже щипают — суровые меры для спасения заблудшей души корреспондента. Все еще встречается и некий мистический страх перед фотоаппаратурой. Так, один старичок при виде камеры закричал на весь храм: «Спрячь свою лейку, из нее бесы так и валят!». И это далеко не единичный случай. Оказывается, и среди постоянных прихожан бытуют самые дикие суеверия, связанные с процессом фотосъемки. Кажется, это как-то сродни суеверий о «печати антихриста» и боязни паспортов: ведь по фотографии можно вычислить!
Впрочем, к епархиальному фотографу со временем привыкают, да и мастерство растет. Он перестает привлекать к себе столь пристальное внимание. Даже проталкиваясь к архиерею через нестройные ряды молящихся, он должен быть невидимкой. И это один из самых важных навыков при съемке в храме. Так что, несмотря на редкие негативные эмоции со стороны прихожан, фотографа чаще всего окружают приветливые люди, иногда даже подсказывающие хороший, по их мнению, кадр. Так что съемка Литургии в храме — это замечательное начало рабочего дня.
Техническая и сакральная стороны
Возникают и чисто технические сложности: нехватка света или его избыток в определенных местах. Но современная техника все же сводит их до минимума. Важнее — знания фотографа о православной вере и сопричастность к происходящему. Человек, специализирующийся на съемке в храме, должен понимать последовательность и специфику каждой службы, ориентироваться в храмовом пространстве. Для этого нужен опыт и изучение соответствующих материалов. Нужны сотни Литургий и десятки тысяч кадров.
Фотографу важно помнить о сакральном значении храмового пространства. Поэтому, даже имея благословение, лучше не задерживаться на солее, и десять раз подумать, прежде чем войти в алтарь. Кроме того, Таинства необходимо снимать особенно аккуратно. Ведь мало кому понравится портрет во время слезной исповеди! Да и причащаться под прицелом камеры не всегда приятно. Такой назойливый фотограф, действительно, привносит невольное искушение. Так что погоня за кадрами в храме — все же не самое важное. Пожалуй, главная духовная опасность, которая подстерегает фотографа — отстранение от службы, отношение ко всему происходящему в храме лишь как к работе. Ведь редко кто из мирян бывает в храме чаще двух раз в неделю. Корреспонденты же иной раз снимают богослужения ежедневно. С таким искушением порой сталкиваются даже священники, когда все действо происходит механически, а мысли отстраняются от молитвы. Да и любой православный знает, как сложно удержать нить обращения к Богу, особенно на многочасовой службе.
У фотографа все еще сложнее. Если он надумает сосредоточено молиться, то может пропустить интересные кадры, важные богослужебные моменты. Всецело же отдалиться от внутреннего смысла службы тоже не получится — это приведет к еще большим проблемам. Поэтому приходится всегда пребывать в некой раздвоенности — между профессионализмом и духовной жизнью. Но именно эта раздвоенность помогает сделать самые лучшие кадры. Часто ты ощущаешь именно то, что чувствуют в этот момент и другие молящиеся — и это возможность увидеть внутреннюю суть происходящего в душе человека, запечатлеть раскаяние, тихую радость, благодарность Богу. Невозможно актерской игрой, мастерством профессиональных моделей полностью раскрыть самые глубинные процессы, внутреннюю борьбу, силу молитвы. В храме мы видим это постоянно. Но, к сожалению, по-настоящему хороший кадр — это большая редкость, даже не один из тысячи. Зато такие жанровые портреты можно назвать своего рода миссионерской работой. Это своеобразные «слепки» человеческих душ, красота которых никого не может оставить равнодушным.
Андрей Бардаков, епархиальный фотограф в 2004–2009 гг.
— Вообще, конечно, это труд. И труд очень непростой. Системная съемка мероприятий, богослужений, праздников началась в епархии только в 2003 году. Так что у прихожан и даже духовенства поначалу возникали самые разные вопросы: «Что это за человек? Для чего он так много и тщательно снимает?». В храме можно было встретить очень противоречивую реакцию на камеру. Чаще всего спрашивали: «По какому каналу будут показывать?». Люди тогда еще не привыкли к виду профессионального фотоаппарата. А некоторые прихожане говорили, что это большой грех, за который можно попасть в ад. Ведь «в храме ходить нельзя», а уж фотографировать тем более, можно только стоять и молиться. Со временем ситуация стала меняться, к фотографам более-менее привыкли. Возможно, народ осознал, что фотография нужна для того, чтобы многие могли увидеть это богослужение, чтобы популяризировать православную культуру, чтобы голос Церкви зазвучал в СМИ. Фотографу нужно знать суть происходящего в храме, хорошо ориентироваться во времени и в пространстве. Также необходимо усвоить нормы поведения в храме. Нужно жить христианской жизнью, чтобы уметь ее снимать. Часто фотограф, приходящий со стороны, не замечает самого важного. Вряд ли он сможет уловить эмоции на лицах прихожан, молитву ребенка.
Максим Бурнышев, епархиальный фотограф с 2009 г.
— Самое сложное при съемке богослужения — это моральный выбор между хорошим кадром и тем, что придется отвлечь человека от молитвы. Попытка избежать второго учит тебя незаметно двигаться, бесшумно снимать. Быть невидимкой. Иногда люди не очень хотят, чтобы ты их фотографировал, но тебе нужно это сделать. В этом тоже есть определенная сложность. Прихожане сейчас, кажется, стали более спокойными. А вот когда я пришел в храм в 2009-м, еще худеньким паренечком, буквально каждый спрашивал: «Есть ли у тебя благословение?». Некоторые пытались даже в спину толкнуть. Но со временем, кажется, люди привыкли. Или изменились. Если говорить про технические сложности — это освещение в храмах. Если ты новичок, хороший кадр сделать будет очень не легко. Наиболее важные качества фотографа, снимающего в храме — это тактичность и вежливость. И, конечно, нужно соизмерять, насколько могут быть оправданными те или иные фотографии. Ведь часто люди приходят в храм со своими проблемами, даже горем.
Юрий Пасхальский для газеты «Православное слово Сибири» и сайта «Касьяновский дом»