Такой неправильный классик

repin-surikov

И.Е. Репин. Портрет В.И. Сурикова, 1877 год

Родившийся ровно 169 лет назад, 12 (24 по новому стилю) января 1848 года, Василий Иванович Суриков — совершенно особенная фигура в истории русской живописи.

При жизни (1848 – 1916) его критиковали многие современники. Прежде всего, прославленному уроженцу Красноярска доставалось от суровых реалистов: кремлевская стена в «Утре стрелецкой казни» развернута наоборот, бегущий мальчик в «Боярыне Морозовой» неизбежно врежется в гущу толпы, а потолок избы, показанной на «Меншикове в Березове» не дает опальному генералиссимусу физической возможности встать.

Чтобы понимать творчество Сурикова, необходимо знать «тренды» отечественной живописи конца XIX века. Тогда в России были, например, очень популярны знаменитые «передвижники» (членом их товарищества, кстати, формально был и Василий Иванович). Они писали картины на актуальные для общества той поры социально-бытовые темы и искренне недоумевали: что может быть интересного в событиях сто- и двухсотлетней давности, в которых черпал вдохновение Суриков?

Тем более и это художник делал совершенно «неправильно». В исторических картинах было принято недвусмысленно расставлять акценты, показывая, кто прав, а кто неправ (классический пример — полотно Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»). А что же Суриков? Он зачастую делал героями своих картин совершенно непопулярных деятелей прошлых лет: неудавшихся мятежников-стрельцов, одного из идеологов церковного раскола Феодосию Морозову или того же петровского царедворца Александра Меншикова.

Это было не то чтобы вольнодумством для александровской России, но чем-то загадочным и непонятным. И лишь спустя десятилетия ценителям искусства удалось постичь: Сурикова не волновала посмертная реабилитация стрельцов или основоположников старообрядчества, через этих героев в своих картинах он указывал на высшие идеалы и раскрывал неоднозначность, противоречивость многих исторических  событий.

Утро стрелецкой казни (1881)

 «Никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением», — так отзывались современники о первой серьезной работе В.И. Сурикова.

utro-streleckoi-kazni

Центральный сюжет картины — психологическая дуэль между молодым царем Петром Алексеевичем и безымянным рыжим стрельцом, с непримиримой злобой глядящими друг на друга с противоположных сторон картины.

Эти две крайности словно «разбавляют» собой с десяток персонажей, охваченных иными устремлениями: яростью, страхом, отчаянием, мольбой… Именно внутренний мир отдельных людей в исторические для государства минуты является главной заботой Сурикова в таком невеселом «Утре».

Принципиальным для живописца моментом стал сознательный отказ от изображения сцен собственно казни, на что так сетовали многие современники. Гораздо интереснее, что люди переживают «до», — пояснял Василий Иванович.

Меньшиков в Березове (1883)

Еще более безрадостную атмосферу передает следующая крупная работа Сурикова. Александр Меньшиков, некогда ближайший сподвижник императора Петра I, один из первых генералиссимусов и единственный герцог в русской истории, доживает при новом правителе свои последние дни в глухом селе на Северном Урале.

menshikov-v-berezove

Вместе со своими неулыбчивыми детьми Меньшиков, на лице которого читается увлеченность воспоминаниями о безвозвратно утраченном прошлом, образует единую композицию. И излишняя теснота избы отнюдь не промах художника — Суриков всеми доступными средствами подчеркивает, что такая крупная личность не заслуживала столь бесславной кончины. «Меньшикову в Березове» фатально не хватает места.

Боярыня Морозова (1887)

Судя по дошедшим до современности источникам можно с уверенностью сказать: написание ни одной другой суриковской картины не сопровождалось такой фундаментальной, глубокой, можно даже сказать, научной работой.

zhivopis_vasilij-surikov_boyarynya-morozova-1887

Великий красноярец не только дотошно изыскивал натурщиков для основных персонажей картины (в первую очередь, самой Морозовой и крестящегося нищего старика), но и досконально вымерял размеры  будущего полотна, изучал оттенки снега…

Эта картину по праву заслуживает десятка научных статей: настолько сложен и противоречив показанный на ней мир. Но самое главное в «Боярыне Морозовой» — это мотив движения, неумолимого хода истории, отбрасывающего в прошлое целые сообщества людей. Его усиливает и тот самый бегущий в никуда мальчик…

Переход Суворова через Альпы (1899)

Одна из сравнительно поздних работ Сурикова, казалось бы, выбивается из общей линии творчества живописца: ведь генералиссимуса Александра Суворова, едва ли не самого выдающегося русского полководца, трудно назвать «отверженным» в контексте русской истории.

surikov-perehod-suvorova-cherez-alpyi

Но, при пристальном рассмотрении, все встает на свои места: так же как и в «Утре стрелецкой казни», живописца волнует не пафос исторических событий, а думы и переживания их рядовых участников. Не случайно сам Суворов вынесен на периферию картины, а в центральной ее части изображены его легендарные «чудо-богатыри».

Особенно интересной в этой картине является динамика эмоций, запечатленных на лицах солдат и офицеров, участников Итальянской кампании столетней (на момент написания картины) давности: тревога по мере приближения к провалу уступает место страху, а тот, в свою очередь, — отваге и решимости.

Взятие снежного городка (1891)

Это наиболее известная работа мастера, на которой он запечатлел не знаковые события прошлых лет, а бытовой, с детства знакомый сюжет одноименной игры, традиционно проводившиеся в масленичные дни на правом берегу Енисея.

surikovsnowfortress

Но и здесь мы видим тот же характерный динамизм, влюбленность в народ, внимание к мельчайшим деталям; вкупе все это словно делает нас самих участниками снежной баталии.

Интересно, что на «Взятии» среди прочих Суриков изобразил своего брата Александра: его можно увидеть в санях, повернутым спиной  к зрителю.


В истории русской живописи Василий Суриков и через столетия будет славен как яркий самородок, не стеснявшийся нарушать общепринятые каноны творчества. «Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи», — писал историк искусства, художественный критик Александр Бенуа.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *