Картина была написана в 1846 г. Павлом Андреевичем Федотовым — художником, стоявшим у истоков русского реализма — и передает эпизод из жизни чиновника, который накануне получил первый в своей жизни орден — святого Станислава, который давался по прошествии нескольких лет беспорочной службы.
Едва забрезжило утро, чиновник уже вскочил с постели, накинув на себя огромный шелковый халат и нацепив на него орден. Он горделиво и надменно принял позу римского сенатора и осматривает себя в засиженном мухами зеркале.
Художник изобразил своего героя карикатурно. Ведь полученный героем картины орден — это самая низкая награда, которую мог получить чиновник тех времен. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. Он мечтает о другой жизни. Обстановка в комнате героя небогатая и объясняет реакцию героя на столь невысокую награду.
Сам Федотов так описал свою картину: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. „Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь“».
Таким образом, в своей картине Федотов показал весь убогий мир мелкого чиновника. Маленькая квартирка, сожительство с кухаркой, а единственная радость — получить орден, после чего чиновник готов возомнить себя римским сенатором ровно до тех пор, пока ему не напомнили, что идти на службу ему придётся хоть и с орденом, но в старых сапогах.