Это одна из самых известных русских картин (правда чаще ее ошибочно называют «Три богатыря»). Виктор Михайлович Васнецов долго работал над богатырской тематикой, первые изображения богатырей он создавал еще в самом начале своего творчества. А итоговую картину написал уже зрелым мастером в 1898 г. Она была приобретена П.М. Третьяковым и с тех пор хранится в Третьяковской галерее. Копия этой картины находится в Музее-квартире И.П. Павлова в Санкт-Петербурге.
Сам В.М. Васнецов в письме к своему учителю П. П. Чистякову так описывал свою картину: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
В центре картины изображен на вороном коне старший из богатырей Илья Муромец, он смотрит вдаль из-под ладони. В одной руке у Ильи копье и щит, в другой булатная палица. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У него благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья – старший, без его приказа богатыри не ринутся в бой.
Слева на белом коне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги — драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой.
Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, он держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Безбородое лицо по-юношески миловидно. На боку у Алёши Поповича колчан, а стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил — ждёт команды.
Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением — не пропустить врага в пределы Руси. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное, означающее грозящую богатырям опасность.