Этот день мы посвятили работе на местах, так или иначе связанных с жизнью владыки Димитрия (Вологодского). Первый пункт – фонды Мартьяновского музея. Здесь участники нашей экспедиции впервые увидели личные вещи минусинского архипастыря: богослужебные облачения, фотографии, официальные документы и переписку. Знаковым моментом стало опознание по фотографии владыки Димитрия его панагии. Ранее в музейных списках она значилась как «церковная подвеска» и ее принадлежность к архиерею оставалась под сомнением.
Еще из экспонатов нас поразила дарохранительница, которую некогда изъяли в день задержания Димитрия (Вологодского). В ней до сих пор хранятся святые дары, которыми так и не успел причаститься Владыка. Некоторые музейщики и по сей день называют их «сухариками» – так понятнее. По словам диакона Георгия Потылицына, участвовавшего в работе экспедиции «Сибирский крест», сейчас Спасский собор Минусинска договаривается с музеем о передаче этой святыни Церкви.
Отсняв на фото необходимые документы, мы отправились в тюрьму, последнее земное пристанище минусинского архиерея. Это белый кирпичный куб с высокой стеной, опутанной колючей проволокой. Местные рассказали, что сегодня здесь держат особо опасных преступников, сроки часто пожизненные. В некоторых источниках упоминаются издевательства, которые претерпел Владыка Димитрий перед своей смертью. До сих пор минусинцы вспоминают рассказы о том, как немощного старика окунали в нужник и отмывали затем во дворе ледяной водой. Хотя сотрудники тюремного музея подвергли сомнению такие свидетельства, на протяжении всей экспедиции мы слышали эту историю из разных уст.
Далее мы отправились в поселок Зеленый Бор, расположенный неподалеку от Минусинска. Некогда в его окрестностях высился Покровский женский монастырь. Димитрий (Вологодский), тогда еще в священническом сане, находился при нем духовником. С разочарованием мы обнаружили, что от обители сегодня ничего не осталось. На ее месте уже в советское время были построены частные дома, с банями и огородами.
Мы хотели было уже покинуть это место, но все же решили побеседовать с сегодняшними хозяевами этой земли. Нас встретила приветливая женщина, и на вопрос «знаете ли вы…» с ходу ответила: «Да, здесь раньше церковь была какая-то, а вообще у нас из-за этого все плохо». В то, что она нам рассказала, трудно поверить. Кажется, эта история больше подходит для очередного выпуска «Битвы экстрасенсов», а не для нашей исследовательской поездки. В доме то и дело умирают кошки, по ночам слышны шаги на улице, в пристройках, в сенях. Посуда перемещается сама по себе, а самое страшное: сын хозяйки видел маленького белого мальчика, лет пяти, даже пытался разговаривать с ним.
Измученное «паранормальными явлениями» семейство пригласило в дом священника, и все эти ужасы прекратились, но только на время… Где здесь правда, а где вымысел, игры человеческой психики, сложно сказать, но история нас поразила. Но самое главное не это: в подвале, под гаражом, оказывается, сохранился фундамент монастыря, скорее всего самой монастырской Покровской церкви.
В темном и влажном помещении одна из стен была выложена характерной для юга края кладкой: плоскими красноватыми камнями, склеенными цементным раствором. Каждому из нас в прямом смысле удалось прикоснуться к прошлому — таинственному, скрытому под землей. Сами хозяева дома не сразу узнали о существовании на этой земле обители. Однажды они увидели группу паломников, читающую молитвы прямо возле их забора. Именно с того момента семья начала связывать странности, происходящие в доме, с тем, что земля под ним осквернена. В советское время монастырь был разогнан, судьба большинства монахинь почти неизвестна. Ходят слухи, что над ними была совершена жестокая расправа, прямо в обители.
Поблагодарив хозяев дома, мы отправились в нынешний Покровский храм. Церковь в Зеленом Бору, между прочим, названа в честь разрушенного женского монастыря. И в ней действительно есть что-то монастырское. На территории храма сейчас целый комплекс жилых и хозяйственных помещений. Его настоятель, отец Василий Ахремичев, устроил для нас настоящую экскурсию. При храме располагается богадельня, обширная трапезная с кухней, двухэтажная воскресная школа, даже зимняя теплица. Большая площадь уделена скверу с фонтаном крестообразной формы. На Богоявление, по словам настоятеля, фонтан используется как иордань для погружения верующих. Сегодня этот храм, казалось бы, не имеющий исторической ценности, стал настоящим паломническим центром.
По дороге в Минусинск мы делились впечатлениями от увиденного. За окном пролетали все те места, по которым некогда странствовал Владыка Димитрий, посещая приходы, монашеские скиты, мирян, не утративших веру в эпоху гонений. Из описи, которую составили во время обыска в его доме, мы узнали о том, что Владыка жил в крайней нужде, имея из имущества лишь изношенную одежду и бедное богослужебное облачение. Вспоминаются слова Спасителя: «ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» (Лк. 9:3). Так он и проповедовал, как апостолы. Среди людского непонимания и ненависти пробирался в разные концы своей епархии.
Вечером в Минусинске мы посетили дом декабристов, где встретились с директором краеведческого музея Людмилой Ермолаевой и ее коллегами. Нужно сказать, что местные музейщики очень помогли экспедиции «Сибирского креста», прежде всего с поиском важных материалов, связанных с церковной историей 20-30 гг. прошлого века. После интересной беседы за чашкой чая под прицелом видеокамер, мы возвратились в гостиницу.
В этот день многие из нас почувствовали незримое молитвенное присутствие первого и все еще единственного архипастыря минусинской земли. Сегодня многие местные жители почитают Владыку Димитрия как новомученика. И, наверное, это очень важно, ведь народная любовь и молитвенное общение – один из главных критериев святости.