Второй день. «Сухарики» Владыки Димитрия и монастырь в подвале

i19

Этот день мы посвятили работе на местах, так или иначе связанных с жизнью владыки Димитрия (Вологодского). Первый пункт – фонды Мартьяновского музея. Здесь участники нашей экспедиции впервые увидели личные вещи минусинского архипастыря: богослужебные облачения, фотографии, официальные документы и переписку. Знаковым моментом стало опознание по фотографии владыки Димитрия его панагии. Ранее в музейных списках она значилась как «церковная подвеска» и ее принадлежность к архиерею оставалась под сомнением.

Еще из экспонатов нас  поразила дарохранительница, которую некогда изъяли в день задержания Димитрия (Вологодского). В ней до сих пор хранятся святые дары, которыми так и не успел причаститься Владыка. Некоторые музейщики и по сей день называют их «сухариками» – так понятнее. По словам диакона Георгия Потылицына, участвовавшего в работе экспедиции «Сибирский крест», сейчас Спасский собор Минусинска договаривается с музеем о передаче этой святыни Церкви.

i20

Отсняв на фото необходимые документы, мы отправились в тюрьму, последнее земное пристанище минусинского архиерея. Это белый кирпичный куб с высокой стеной, опутанной колючей проволокой. Местные рассказали, что сегодня здесь держат особо опасных преступников, сроки часто пожизненные. В некоторых источниках упоминаются издевательства, которые претерпел Владыка Димитрий перед своей смертью. До сих пор минусинцы вспоминают рассказы о том, как немощного старика окунали в нужник и отмывали затем во дворе ледяной водой. Хотя сотрудники тюремного музея подвергли сомнению такие свидетельства, на протяжении всей экспедиции мы слышали эту историю из разных уст.

Далее мы отправились в поселок Зеленый Бор, расположенный неподалеку от Минусинска. Некогда в его окрестностях высился Покровский женский монастырь. Димитрий (Вологодский), тогда еще в священническом сане, находился при нем духовником. С разочарованием мы обнаружили, что от обители сегодня ничего не осталось. На ее месте уже в советское время были построены частные дома, с банями и огородами.

i28

Мы хотели было уже покинуть это место, но все же решили побеседовать с сегодняшними хозяевами этой земли. Нас встретила приветливая женщина, и на вопрос «знаете ли вы…» с ходу ответила: «Да, здесь раньше церковь была какая-то, а вообще у нас из-за этого все плохо». В то, что она нам рассказала, трудно поверить. Кажется, эта история больше подходит для очередного выпуска «Битвы экстрасенсов», а не для нашей исследовательской поездки. В доме то и дело умирают кошки, по ночам слышны шаги на улице, в пристройках, в сенях. Посуда перемещается сама по себе, а самое страшное: сын хозяйки видел маленького белого мальчика, лет пяти, даже пытался разговаривать с ним.

Измученное «паранормальными явлениями» семейство пригласило в дом священника, и все эти ужасы прекратились, но только на время… Где здесь правда, а где вымысел, игры человеческой психики, сложно сказать, но история нас поразила. Но самое главное не это: в подвале, под гаражом, оказывается, сохранился фундамент монастыря, скорее всего самой монастырской Покровской церкви.

i15

В темном и влажном помещении одна из стен была выложена характерной для юга края кладкой: плоскими красноватыми камнями, склеенными цементным раствором. Каждому из нас в прямом смысле удалось прикоснуться к прошлому — таинственному, скрытому под землей. Сами хозяева дома не сразу узнали о существовании на этой земле обители. Однажды они увидели группу паломников, читающую молитвы прямо возле их забора. Именно с того момента семья начала связывать странности, происходящие в доме, с тем, что земля под ним осквернена. В советское время монастырь был разогнан, судьба большинства монахинь почти неизвестна. Ходят слухи, что над ними была совершена жестокая расправа, прямо в обители.

Поблагодарив хозяев дома, мы отправились в нынешний Покровский храм. Церковь в Зеленом Бору, между прочим, названа в честь разрушенного женского монастыря. И в ней действительно есть что-то монастырское. На территории храма сейчас целый комплекс жилых и хозяйственных помещений. Его настоятель, отец Василий Ахремичев, устроил для нас настоящую экскурсию. При храме располагается богадельня, обширная трапезная с кухней, двухэтажная воскресная школа, даже зимняя теплица. Большая площадь уделена скверу с фонтаном крестообразной формы. На Богоявление, по словам настоятеля, фонтан используется как иордань для погружения верующих. Сегодня этот храм, казалось бы, не имеющий исторической ценности, стал настоящим паломническим центром.

i29

По дороге в Минусинск мы делились впечатлениями от увиденного. За окном пролетали все те места, по которым некогда странствовал Владыка Димитрий, посещая приходы, монашеские скиты, мирян, не утративших веру в эпоху гонений. Из описи, которую составили во время обыска в его доме, мы узнали о том, что Владыка жил в крайней нужде, имея из имущества лишь изношенную одежду и бедное богослужебное облачение. Вспоминаются слова Спасителя: «ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» (Лк. 9:3). Так он и проповедовал, как апостолы. Среди людского непонимания и ненависти пробирался в разные концы своей епархии.

i46Вечером в Минусинске мы посетили дом декабристов, где встретились с директором краеведческого музея Людмилой Ермолаевой и ее коллегами. Нужно сказать, что местные музейщики очень помогли экспедиции «Сибирского креста», прежде всего с поиском важных материалов, связанных с церковной историей 20-30 гг. прошлого века. После интересной беседы за чашкой чая под прицелом видеокамер, мы возвратились в гостиницу.

В этот день многие из нас почувствовали незримое молитвенное присутствие первого и все еще единственного архипастыря минусинской земли. Сегодня многие местные жители почитают Владыку Димитрия как новомученика. И, наверное, это очень важно, ведь народная любовь и молитвенное общение – один из главных критериев святости.

 

Юрий Пасхальский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *