Словосочетание «Три святителя» достаточно хорошо известно и далеким от Церкви людям. В городах России и стран ближнего зарубежья можно найти не только Трехсвятительские храмы, но даже улицы и переулки с таким именем. А знатоки военной истории наверняка припомнят: в XIX веке в состав отечественного военного флота последовательно входили два корабля — парусный и броненосец — под названием «Три Святителя».
Но кто эти самые три святителя, чем они прославились и почему Церковь почитает их память особым соборным торжеством, — знают даже далеко не все верующие. Праздник в честь епископов Василия Великого (+379), Григория Богослова (+389) и Иоанна Златоуста (+407) учредили в Константинополе в середине IX века. Духовенство и миряне тогда ожесточенно спорили: а кто из тех трех епископов, живших почти полтысячелетия назад, «более велик»? Тогда, по преданию, возмущенные пустыми раздорами иерархи явились во сне митрополиту Иоанну Евхаитскому, повелев установить общий праздник в их честь, дабы успокоить всех спорщиков.
Почему же и спустя многие столетия верующие так по-особенному относятся к памяти этих трех епископов? Да потому что без них бы и не было Православия в известном нам виде. Святые Василий, Григорий и Иоанн жили в т.н. «Эпоху Вселенских соборов», когда только вышедшей из катакомб Церкви предстояло создать единое и обязательное для всех своих членов вероучение. Было необходимо разъяснить тысячам новых христиан — вчерашним язычникам разных национальностей — догматы веры, ниспровергнуть самые разные ереси, порой господствовавшие среди людей.
Эта бескровная борьба, которую три епископа вели многие годы, не всегда была простой: все трое познали и гонения, и наветы недругов, а Иоанна Златоуста, по преданию, даже едва не казнили по ложному обвинению. Тем не менее, Второй Вселенский собор в 381 году засвидетельствовал правоту трех святителей: принятый на нем Никео-Царьградский Символ Веры не меняется в течение многих столетий. Это и есть то самое «Верую…», которое ежедневно раздается в православных храмах за Божественной литургией.
Единство Трех Святителей несет в себе и важный символический смысл: Иоанн Златоуст остался в памяти паствы как выдающийся проповедник, Василий Великий — как непревзойденный пастырь-организатор, а Григорий Богослов — как подлинный монах-молитвенник. Все эти три ипостаси и заключают в себе сущность архипастырского служения.