Максим Грек: оклеветанный, но не сломленный

Значение преподобного Максима (+1556) для истории Русской Православной Церкви трудно переоценить. Ведь благодаря именно ему в XVI веке на русский язык с греческого были переведены многие богослужебные тексты и святоотеческие произведения.

Михаил Триволис родился в 1470 году в городе Арта на северо-западе Греции. Будущий святой происходил из знатного богатого рода. Он получил хорошее образование, а в юные годы даже успел пожить поочередно в нескольких итальянских городах-государствах (Флоренции, Венеции, Милане), познакомившись с виднейшими интеллектуалами того времени, такими как Альд Мануций и Джироламо Савонарола. Около 1505 года Михаил решил вернуться в родную Грецию, где (в Ватопедской обители на Афоне) принял монашество с именем Максима.

Но известность преподобному принесла служба русскому государю. В 1515 году великий князь Московский и всея Руси Василий III обратился к игумену Ватопедского монастыря с просьбой направить в Москву грамотного, хорошо образованного монаха для перевода священных книг. Выбор пал на отца Максима.

Первые годы на Руси, казалось, не предвещали никаких бед будущему святому. Он успешно перевел на русский язык тол­ко­ва­ния на Псал­тирь и кни­гу Де­я­ний апо­сто­лов, а также несколь­ко других бо­го­слу­жеб­ных книг. Однако в 1520-х у Максима Грека в новой для себя стране начались неприятности. Виной тому, видимо, было несколько причин.

Прежде всего, стоит помнить, что церковное сообщество того времени было расколото на т.н. «нестяжателей» и «иосифлян». Первые ратовали за простоту нравов и аскезу по примеру первых христиан. Их оппоненты же выступали за укрепление Церкви в жизни общества и государства, ее активную позицию по тем или иным социально значимым вопросам, отстаивали важность ведения монастырями своего хозяйства. Сейчас «идейные вдохновители» обоих лагерей — Нил Сорский и Иосиф Волоцкий — одинаково почитаются в лике преподобных. Однако на рубеже XV и XVI их последователи непримиримо враждовали между собой. В конечном счете, «иосифляне» взяли верх; к приезду Максима Грека в Москву «нестяжатели» уже фактически перешли в разряд лишенного всякого влияния меньшинства. Будущий святой же неоднократно пытался заступаться за гонимых, а это, мягко говоря, не вызывало понимания у Священноначалия — «иосифлян» по убеждениям.

Помимо этого, Максим Грек имел неосторожность вступить в личный конфликт с великим князем Василием III. Государь в то время добивался развода с супругой Соломонией (несчастная женщина не могла иметь детей). Бесстрашный монах в ответ прямо направил князю «Гла­вы по­учи­тель­ные к на­чаль­ству­ю­щим пра­во­вер­ных», в которых указал на невозможность правителю расторгнуть заключенный перед Господом супружеский союз. По-видимому, безбедную жизнь при московском дворе святому разрушила и непримиримость в вопросе об автокефалии для русских земель — он несколько раз открыто осуждал саму эту идею (напомним, что на начало XVI Русское государство в церковном отношении всё еще подчинялось Патриарху в Константинополе).

В итоге, в 1525 году отца Максима бросили в темницу. Греческому монаху-интеллектуалу вменили в вину не только «порчу книг», но и упорство в ереси, и даже шпионаж в пользу турецкого султана. Будущего святого сперва продержали шесть лет в тюрьме, а затем отправили жить в ссылку в Тверь, где он пробыл примерно до 1550 года. Жизненные испытания не пошатнули бодрости духа греческого монаха, он так и не отступил от своих убеждений. «Хотя я и грешнее всех грешников, но истину евангельского законоположения я обязан всем проповедовать всею душою, и сердцем, и устами», — писал преподобный.

Последние годы жизни Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Там он продолжил трудиться над переводом книг. После себя святой (его канонизируют спустя три столетия, в 1988 году) оставил многочисленные переводы и сочинения, а также послания и письма к частным лицам.

Преподобного Максима в народной традиции принято почитать как покровителя вдов и сирот. В иконописи важным атрибутом изображений этого святого служит густая борода.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *