8 октября (25 сентября по ст.ст.) православные верующие празднуют Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).
Преподобный Сергий без преувеличения является национальным русским святым, а его имя хорошо известно даже далеким от Церкви людям. Каждый неравнодушный к истории Отечества житель России с уверенностью скажет: Сергий Радонежский — не просто святой. Именно он стал тем человеком, который заложил духовные основы для будущего сплочения русских людей, объединения русских земель и создания русской национальной культуры.
Показательно, что «игумена всея Руси» почитают не только в других Поместных Православных Церквях, но и даже в западном христианском мире: с 1969 года имя старца включено в богослужебный календарь у католиков.
Широко известны основные события из жития святого: как в отроческие годы маленькому Варфоломею лишь через упорный труд и истовую молитву давалась грамота; как совсем в юном возрасте он принял монашеский постриг с именем Сергий и создал на пустом месте Троиице-Сергиеву лавру; как уже спустя годы игумен мирил между собой враждовавших русских князей, благословляя их на сопротивление татаро-монгольскому игу.
Знаменитая Троице-Сергиева лавра (ныне крупнейший монастырь Русской Церкви) — только одна из нескольких десятков обителей, заложенных святым при жизни. Сосчитать все монастыри, основанные преподобным Сергием и его духовными чадами, едва ли представляется возможным. С полной уверенностью этого Божиего угодника можно считать основоположником русского старчества и возобновителем монашеского общежития.
Согласно преданию, Сергий Радонежский знал о своей земной кончине еще за многие месяцы до нее. Будучи в преклонных летах, он делился с братией наставлениями: «завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».