В современной России для человека, неравнодушного к истории родной страны, уже не представляет собой тайну участие клириков и мирян Православной Церкви в достижении общей Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Многие знают и о танковой колонне имени благоверного князя Димитрия Донского, и об авиационной эскадрилье Александра Невского, собранных на пожертвования верующих. Не секрет, и что священнослужители (как будущие, так и уже рукоположенные в священный сан) помогали партизанам и солдатам регулярных войск, спасали жизни раненых красноармейцев, сами с оружием в руках противостояли врагу на поле брани. Уже давно стал широко известным и тот факт, что митрополит Сергий (Страгородский; будущий Святейший Патриарх) обратился к верующим с призывом защищать Родину в первый же день войны — 22 июня 1941 года.
Но немногие задумывались о том: а были ли православные верующие по другую сторону фронта? Как ни парадоксально, были. Их жизненный путь служит примером тому, как можно остаться верным Христу и Его учению, даже будучи гражданином откровенно антихристианского государства, презревшего основы человеческой морали. Таким и был Александр Шморель (1917–1943), участник антинацистского Сопротивления в Германии, один из основателей подпольной группы Сопротивления «Белая роза».
Говорил — по-немецки, молился — на русском
Александр Гугович родился 16 сентября 1917 года в Оренбурге. Его отцом был Гуго Шморель — коммерсант, чьи предки перебрались в Россию из Восточной Пруссии еще в середине XIX века. Тем не менее, Шморель-старший сохранил германское подданство, что оказалось очень кстати во время начавшейся Гражданской войны: в 1921 году вместе с семьей он перебирается на родину предков, поселившись в городе Мюнхене.
Александр Шморель, русский по матери (она скончалась от тифа, когда сыну было два года) и крещенный в Православной Церкви, вырос билингвом. Он, по воспоминаниям знакомых, одинаково свободно говорил и по-русски, и по-немецки, оставаясь при этом и воцерковленным православным (впоследствии немногие чудом выжившие соратники будут вспоминать, что Александр повсюду ходил с молитвословом на русском языке).
По всей видимости, неприятие нацизма и культа «фюрера» «тысячелетнего рейха» наступило у Александра еще в юном возрасте. Еще в 1937 году, проходя службу по призыву в вермахте, он долгое время отказывался принимать присягу (в нацистской Германии присягали на верность не государству, а лично Адольфу Гитлеру), согласившись на это лишь после уговоров отца и мачехи.
Второй раз в армию Шмореля призовут уже в 1940 году, по мере эскалации Второй Мировой войны. Как санитар он отслужит в немецких оккупационных войсках во Франции и СССР. На исторической родине Александр лично столкнется со зверствами нацистов на захваченных землях и встретится с единомышленниками, так же отрицающими всё то, во что гитлеровская партия призывала верить всех немцев: Гансом Шоллем и Вилли Графом. Вернувшись с фронта в Мюнхен, товарищи и положат начало группе «Белая роза».
«Шипы» розы против «третьего рейха»
Название «Белая роза» ее участники выбрали в честь одноименного романа писателя-социалиста Бруно Травена, чье творчество официально было запрещено нацистами.
На первый взгляд, реальное значение группы было смехотворным. Около десятка студентов Мюнхенского университета вместе с одним из преподавателей с июня 1942 по февраль 1943 года выпускали и распространяли антинацистские листовки (всего успели издать шесть выпусков) и рисовали незамысловатые граффити с протестными лозунгами на стенах домов.
Небезынтересно, что не только для одного Александра Шмореля решающим мировоззренческим фактором, побудившим подняться против «тысячелетнего рейха» стала верность учению Христа. Набожными католиками, как минимум, были упомянутый Вилли Граф и старейший член организации, профессор Курт Хубер. Они оба полагали, что корни преступлений гитлеровского режима исходят именно от демонстративного пренебрежения евангельскими истинами.
Потому и христианская риторика часто попадается на страницах листовок «Белой розы». В выпуске № 4 мы читаем:
— Каждое слово, исходящее из уст Гитлера, — ложь: если он говорит «мир», то подразумевает войну, и если он самым кощунственным образом упоминает имя Господа, то имеет в виду власть зла, падшего ангела, сатану. Его рот — это зловонная пасть преисподней. Его власть порочна в своей сути.
«Послужил глубокому убеждению и истине»
На фоне других антинацистских объединений в истории «третьего рейха», «Белая роза» выглядела особенно обреченной. В отличие от заговорщицких групп в военной среде, у ее членов не было ни малейших шансов на свержение режима. В отличие от запрещенных политических партий, у мюнхенских студентов отсутствовали разветвленная сеть сторонников и навыки конспирации. В отличие от нонкомформитских субкультур, вроде «Детей свинга», Шморель и его товарищи были однозначно политизированы. Угрозу «тысячелетнему рейху» «Белая роза» представляла одним своим существованием, и их демонстративный отказ от насилия, быть может, только делал их большими антагонистами в глаза последователей Гитлера, чем «классических» вооруженных заговорщиков…
…Гестапо — тайная политическая полиция «рейха» — за несколько февральских дней 1943 года разоблачила и арестовала большинство участников «Белой розы». Чрезвычайный суд нацистской Германии, «Народная судебная палата», с молниеносной быстрой вынес смертные приговоры и активистам группы, и тем, кто им хоть чем-то помогал.
Шморелю удалось скрываться от гестапо дольше всех, но в апреле схватили и его. 13 июля вместе с профессором Хубером он принял смерть на гильотине.
— Итак, все же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится, и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет вашим утешением и вашей надеждой. Для вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому, я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью, — написал Александр в последнем письме отцу и мачехе.
Фамилия Шморреля, равно как и его соратников по «Белой розе», будет прославлена в послевоенной гимназии. В честь русского немца назовут площади и улицы в разных городах Германии.
На новый уровень посмертная слава Александра Гуговича выйдет в 1990-х годах, когда по инициативе архиепископа Берлинского и Германского Марка (Русская Православная Церковь за границей) была инициирована процедура канонизации антифашиста. 11 июля 1994 года решением Архиерейского Собора мученик Александр Мюнхенский был прославлен в Германской епархии зарубежной Русской Православной Церкви как местночтимый святой. Спустя восемь лет его допустят до общецерковного почитания.