«В ознаменование благодарности к Промыслу Божию»

attach

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым), в присутствии коронованного двумя неделями ранее императора Александра III и членов царской семьи, был освящен кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в исторической столице Российского государства.

Освящение храма сопровождалось торжественным молитвенным шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Затем была совершена первая Литургия в новоосвященном храме. К историческому событию был приурочен выпуск памятной медали.

Возведение храма стало итогом более чем полувековых трудов, которые могли бы послужить основой для целой книжной или кинематографической саги. Изначально с идеей строительства кафедральной сборной церкви выступил еще император Александр I, сразу после изгнания французских войск из России: «В ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».

В том же 1814 году был проведен международный открытый конкурс с участием крупнейших архитекторов. Победил проект 28-летнего художника шведского происхождения Карла Витберга. Проект, по отзывам современников, был исключительно красив. По сравнению с нынешним, храм Витберга был втрое больше (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам.

Однако в 1825 году строительство храма было прекращено новым российским государем Николаем I под предлогом «неустойчивости почвы». Вскрылись случаи казнокрадства в крупных размерах. В конечном счете, вся вина была возложена на Витберга — по отзывам современников, исключительно честного и скромного человека.  Тем не менее, по приговору суда он был приговорен к крупному штрафу и ссылке.

Автором нового проекта, по личному выбору императора, стал выдающийся русский архитектор Константин Тон. По его видению, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, так и черты владимиро-суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах.

Высота здания составляла около 50 саженей (почти 103,5 м), а пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных саженей. Вместимость храма составляла почти 7,5 тысяч человек. Внешние стены храма украсили горельефы на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Закладка храма по новому проекту состоялась в 1837 году. Строительство растянулось более чем на четыре десятилетия. После освящения храм Христа Спасителя стал центром не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни в масштабах России.

Трагическими для него, как и для всей Церкви, стали годы богоборчества. Сначала его захватывают раскольники-обновленцы, а в 1931 советские власти принимают решение уничтожить великий памятник русской архитектуры — чтобы освободить место под постройку так и не появившегося Дворца Советов.

Стихотворный некролог храму написал поэт Иван Арнольд:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

В годы возрождения церковной жизни в России будет возрожден и храм Христа Спасителя. Но это будет уже совсем другая история…

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *