6 августа (по старому стилю) 1628 года отряд казаков под предводительством воеводы Андрея Дубенского заложил небольшой деревянный острог в месте пересечения (на «Стрелке») рек Кача и Енисей. Этот день — двунадесятого праздника Преображения Господня (отмечаемого по новому стилю 19 августа) — можно с полным правом считать точкой отсчета 390-летней истории города Красноярска.
Сохранилось много свидетельств тому, что первые красноярцы особо выделяли этот праздник из числа других торжеств Церкви. В честь Преображения был освящен самый первый храм в остроге, а написанную в XVIII веке икону праздника будут почитать как небесную покровительницу города.
Андрей Дубенский (конец XVI века — около 1640 г.), выходец из семьи незнатных смоленских дворян, лично выбрал место для строительства острога в 1623 — по заданию от енисейского воеводы Якова Хрипунова. Енисейску и Томску, совсем еще тогда молодым городам, требовались остроги для защиты от набегов воинственных племен с востока. Одним из них и должно было стать укрепление на берегах Енисея и Качи. Сравнительно небольшой отряд Дубенского (чуть более 300 человек) возведет его менее чем за две недели: к 18 августа (по ст.ст.) небольшая крепость будет готова.
Первым красноярцам придется приложить немало усилий для того, чтобы будущий город не исчез с географической карты. Не хватало желающих жить в столь опасном месте, регулярными были набеги воинственных кочевников, а ясак (налоги пушниной с коренного населения) — напротив, долгие годы собирался в недостаточном объеме. В 1630–1632, согласно царскому указу из далекой Москвы, острог вообще планировалось оставить, а служащих в нем — вернуть в Томск и Енисейск. К счастью, это решение будет пересмотрено, но и полноценно Красноярск «состоится» спустя только несколько десятилетий. Так, статус города поселение получит лишь в 1690 году.
Интересно, что в официальных документах острог первое время именовался Новокачинским, в соответствии с общесибирской практикой того времени, требовавшей называть новые населенные пункты в честь текущих рядом рек (как, например, Тобольск, Туруханск, Томск, Енисейск, Иркутск и т.д.). И лишь к началу XVIII века изначально неформальное Красный Яр окончательно вытеснит прежнее «типовое» название.