8 июня (26 мая по старому стилю) 1917 года в Красноярск из Барнаула прибыл викарный архиепископ Гавриил (Воеводин). Архиерею, по благословению Священного Синода, предстояло стать временным управляющим Енисейской епархии.
«Командировка» Владыки Гавриила носила вынужденный характер. Как наверняка уже догадался читатель, во многом она стала производной от революционных процессов, охвативших российское общество после февраля 1917 года. Среди духовенства к тому времени сформировались обширные группы, требовавшие изменения церковного быта и системы управления.
В Енисейской епархии влияние сторонников перемен было особенно сильным. В марте 1917 года оппозиционное духовенство воспользовалось благословением Синода на проведение епархиальных съездов с участием мирян. «Священники-революционеры» организовали подобное собрание, постановив ходатайствовать перед Синодом об освобождении правившего архиерея — епископа Никона (Бессонова) — от управления епархией.
Священноначалие в Санкт-Петербурге это прошение удовлетворило и направило в мятежный Красноярск епископа Гавриила. По всей видимости, Синод учел его достаточную молодость (Владыке не было и 50 лет), хорошее образование и обширный опыт служения, — это должно было помочь архиерею в поиске общего языка с беспокойными подчиненными.
На деле же к тому времени в Енисейской епархии вовсю действовал созданный оппозиционным духовенством и мирянами «Церковно-епархиальный совет» — по существу, подменивший архиерея коллегиальный орган власти. Вполне естественно, что архиепископ Гавриил воспринял «советскую власть» в епархии как самозванцев. Те, в свою очередь, оказали иерарху ожесточенное сопротивление «по всем фронтам», продолжая вести свою политику. Приходское духовенство, в зависимости от личных установок или симпатий, подчинялось либо одной, либо другой стороне.
Одним словом, в 1917 году в российской церковной жизни сложилась ситуация, подобная той, что вырисовалась и на общегосударственном уровне. Привычным и легитимным органам власти противостояли новые, полные революционного задора и пыла преобразований.
Как бы то ни было, Владыка Гавриил, осознав свою слабость в борьбе с «Церковно-епархиальным советом» 14 августа (1 августа по старому стилю) предпочтет вернуться в Западную Сибирь. «Я усмотрел подлоги, обманы, целый ряд незаконных деяний и злостную клевету, закончившуюся „судом“ надо мной и членами [Епархиального] Совета и Консистории».
Новым временным управляющим епархией стал иркутский викарий Зосима (Сидоровский). Ему сразу удалось стать своим для «Церковно-епархиального совета», что, в общем-то, и неудивительно — этот епископ в будущем станет одним из первых сибирских обновленцев. Однако несмотря на все старания «паствы», Владыка Зосима ненадолго задержался на Красноярской земле: постоянным правящим архиереем в ноябре 1917 года, по благословению Священноначалия, станет епископ Назарий (Андреев).