22 августа (3 сентября) 1845 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) был открыт памятник Николаю Карамзину.
Николай Михайлович Карамзин (1776 — 1826) был знаковой фигурой для русской литературы конца XVIII -начала XIX в. Он стоял у истоков русского сентиментализма. Его «Бедная Лиза» до сих пор изучается в школе как образец этого направления. Большой успех выпал на долю его «Писем русского путешественника», подобный успех из русских описаний путешествий повторил только Гончаров своим «Фрегатом «Паллада». «Письма» рассказывали о путешествии Карамзина по Европе в годы Великой Французской революции, о его встречах с писателями и философами европейского масштаба. Именно эта книга обеспечила первую популярность писателю.
Карамзин вошёл в историю как великий реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «будущность».
Карамзин был центральной фигурой русской литературы, его салон посещали почти все русские писатели. Николай Михайлович был радушен и гостеприимен. С теплотой вспоминает о салоне Карамзиных Пушкин. Николай Михайлович достиг положения мэтра русской литературы, всеобщего признания. Чего ещё ему было желать?
Но Карамзин, даже защищая литературу сердца, всегда оставался гражданином. В своей «Записке о древней и новой России», направленной Александру I он обосновывал необходимость и правильность русского самодержавия, хотя всегда был врагом тирании.
В 1802 — 1803 гг. Карамзин издавал журнал «Вестник Европы», в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть «Марфа Посадница». В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.Чтобы лучше обосновать свою точку зрения, Карамзин погружается в занятия русской историей. В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 г. он приступил к созданию «Истории государства Российского», над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 г. были изданы первые восемь томов «Истории» . В 1821 г. вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Фёдоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом.
Карамзина часто называют первым русским историком. Историки были и до него. На самом серьёзном уровне изучали русскую историю на протяжении XVIII века и русские авторы (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.М. Щербатов), и работавшие в России немецкие учёные (З.Г. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер), не говоря уже о Вольтере, написавшем историю Петра Великого. Их достижения признаются профессионалами до сих пор (кстати именно немец Г.Ф. Миллер написал первую «Историю Сибири», лично объехав все крупные города Сибири). Что же сделал Карамзин, если он не написал ни первую, ни даже самую большую на тот момент историю? Он написал увлекательную историю. Имея определённую гражданскую позицию, он эмоционально разбирал русское прошлое, при этом не отступая от скрупулёзно проработанных источников, пытался найти соответствие своему идеалу в прошлом, критикуя Грозного и Годунова, восхищаясь справедливыми монархами. Пушкин сказал, что древняя Россия была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. Николай Михайлович, имевший громкое литературное имя, поднял престиж профессии историка. Его «История» стала бестселлером, ей читали мужчины и женщины, молодёжь и старики. На полвека «История государства Российского» оставалась книгой, по которой многие будущие историки впервые вдохновлялись своей наукой.
В 1833 г. симбирский губернатор А.М. Загряжский от имени 38 симбирских дворян подал прошение императору Николаю I о создании в Симбирске памятника уроженцу города Н.М. Карамзину с открытием общеимперской подписки по сбору средств на его сооружение. Вскоре согласие было получено, были собраны значительные средства. Автором проекта памятника стал скульптор Самуил Иванович Гальберг, но заканчивали памятник его ученики после смерти Гальберга.
Памятник был создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» — главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.
В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К.М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей «Истории» Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 г. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлён на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах.
Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила: «Н.М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ императора Николая I-го 1844 годъ». Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра, статуи Клио – 3,55 метра. Это был первый в России памятник историку, подчёркивавший античную традицию, что история — это жанр изящной словесности. Эта традиция была жива многие десятилетия в русской исторической школе. Хороший литературный слог был неотъемлемым качеством большинства последователей Карамзина.