Долгие «новогодне-рождественские каникулы» уже успели полюбиться и стать привычными для многих миллионов россиян. Немного странно даже вспоминать, что их установили сравнительно недавно — в 2005 году. В Советском Союзе же на встречу нового года отводился только день 1 января, а о праздновании Рождества Христова на государственном уровне тогда не могло идти и речи.
Возникает вопрос: а какие праздники признавало государство в России в разные годы и десятилетия? Как и по каким причинам менялся перечень официальных выходных дней?
Царская Россия: отдых за веру, отдых за царя
Больше всего нерабочих (как говорили в ту пору — «неприсутственных») праздничных дней было именно в предреволюционной России. Всех их объединяла связь с императорской семьей и православной верой. Даже выходной 1 января рассматривался не как привычный нам Новый год, но как празднование Обрезания Господня.
Подданные Российской империи на законных основаниях отдыхали в двунадесятые и некоторые великие церковные торжества, а также в т.н. «царские дни»: дни рождения, тезоименитства императора, его супруги, детей и императрицы-матери, а также восшествия на престол правящего государя. Учитывая, что Рождество Христово отмечали по 3-4 дня, а Светлую Пасху — целую неделю, то «неприсутственных дней» за год могло набраться до сорока. При этом, иноверцам в местах компактного проживания дозволялось отмечать свои праздники взамен православных.
Правда, не стоит воображать, что счастливые подданные дома Романовых только и жили, что готовились к очередному празднеству. В дореволюционной России обычной практикой считался рабочий день по 9–10 часов, в том числе и по субботам (к слову, и в СССР отдыхать два дня в неделю начнут только в 1967 году). Вдобавок, «неприсутственные дни» в большей степени распространялись на городских жителей, а для абсолютного большинства жителей империи — крестьян, трудившихся в соответствии с неписанными нормами традиционного цикла сельскохозяйственных работ, — они во многом оставались пустым звуком.
1920-е годы: революционно-религиозная эклектика
Первые перемены в сетке праздничных дней настали еще в 1917 году. После Февральской революции и свержения монархии по естественным причинам из календаря навсегда исчезли «царские дни».
По столь же естественным причинам календарь государственных праздников почти полностью переписывают после окончательного установления советской власти и образования СССР. Появятся как хорошо знакомые и до сих пор торжества (вроде Дня Октябрьской революции или Первомая), так и те, что известны сейчас лишь знатокам истории.
Например, мало кто вспомнит, что в течение почти 30 лет советские граждане не работали 21–22 января в честь совмещенных годовщин «Кровавого воскресенья» и смерти Владимира Ленина. 12 марта жителям СССР предлагался отдых в память о событиях Февральской революции (официально праздник назывался «Низвержение самодержавия»). А буквально вслед за ним (18 марта) следовал день Парижской коммуны, почитаемой в те годы за предшественницу Советского Союза. Тогда же впервые была предпринята попытка праздновать День Конституции, но отдельным нерабочим днем он еще не был: торжество приходилось на первое воскресенье июля.
Самое же интересное, что в 1920-х годах, несмотря на интенсивно шедшую борьбу государства с религией, в официальном календаре сохранилась часть православных торжеств, — однако, не стоит полагать, что советские власти таким образом пытались проявить уважение к религиозным чувствам верующего большинства населения страны. Во-первых, важные для Церкви даты уже не имели полного статуса государственного праздника (они именовались «особыми днями отдыха», собственно отдых в которые властями не оплачивался). Во-вторых, отсчитывали их уже по новому, а не по старому стилю, поэтому на практике «официальное» и «церковное» празднование одной и той же даты разделяли почти две недели. Ну и, в-третьих, именно к этим дням советские активисты приурачивали различного рода антиклерикальные и богоборческие действа.
Кстати, именно тогда произошла «десакрализация» 1 января — из праздника Обрезания Господня он стал привычным Новым годом.
Эпоха Сталина: труду — «да», праздникам — «нет»
Перемены в жизни молодой страны Советов на рубеже 20-х и 30-х годов не могли не отразиться и на перечне признаваемых государством праздников. Взятый фактическим главой государства Иосифом Сталиным курс на ускоренную индустриализацию привел, в том числе, и к ликвидации большей части праздников.
«Под нож» в 1929 году пошли не только церковные торжества, но и некоторые вполне себе «идеологически верные» праздники, вроде годовщины Февральской революции и дня Парижской коммуны. Досталось и абсолютно, казалось бы, аполитичному Новому году, с празднованием которого власти некоторое время вели неистовую борьбу.
Несколько лет жители первого в мире государства рабочих и крестьян довольствовались только пятью ежегодными «революционными днями»: Днем 9 января и памяти В.И. Ленина (22 января), Праздником международной солидарности пролетариата (1–2 мая) и Днем Пролетарской революции (7–8 ноября). Правда, как известно, в 1936 году будет принята «самая демократичная в мире» сталинская Конституция СССР, и Кремль порадует трудящихся дополнительным праздником в ее честь: его будут справлять 5 декабря.
Тем не менее, перечень нерабочих праздничных дней в 30-е и 40-е годы выглядит откровенно скудным. И это при том, что вплоть до 1940 года властями практиковались эксперименты с «революционным календарем», воплотившиеся в пресловутые «пятидневку» и «шестидневку»: работникам тогда даже по закону полагалось лишь по 5–6 выходных в месяц.
После Великой Отечественной войны официальный календарь пополнят сразу три нерабочих дня: Новый год, День Победы и День победы над Японией (отмечался 3 августа). Однако уже в 1947 году Иосиф Сталин неожиданно отменит оба торжества в честь триумфа советского народа во Второй Мировой войне, и если день 9 мая будут просто праздновать какое-то время неформально, то праздник в честь победы над японцами быстро забудут. А в 1951 году «отец народов» доберется и до некогда, казалось бы, священной и неприкосновенной даты: из календаря навсегда убирают день памяти о Владимире Ленине.
От советского — к российскому
Кипучая деятельность Никиты Хрущева на посту генерального секретаря КПСС не коснется календаря государственных праздников. Их список за одиннадцать лет правления Никиты Сергеевича изменений не претерпит.
Точечные новации грянут уже только в годы правления Леонида Брежнева, когда календарь советских праздников примет знакомые современному россиянину черты. Так, в 1965 году выходными днями становятся День Победы и Международный женский день (8 марта). Эти праздники, как известно, переживут и «застой», и сам Советский Союз, чего нельзя сказать о новом Дне Конституции: его сравнительно недолго(с 1978 по 1991) праздновали 7 октября.
С распадом СССР в небытие сначала уйдет лишь только эта дата. Какое-то время, правда, в изменившейся стране будут — видимо, по привычке — отдыхать в новый День Конституции (12 декабря), но в 2005 году эта традиция станет частью истории. Еще почти 15 лет в постсоветской России будут отмечать и 7 ноября (правда, уже как День согласия и примирения), пока в 2004 году его не заменят на День народного единства (празднуемый 4 ноября).
Появятся новые нерабочие и праздничные дни. Статус такового в 1991 году вернут Рождеству Христову, ставшему единственным «восстановленным в правах» выходного дня церковным торжеством. В 1992 году появится День России — в память о принятии Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. А еще спустя десять лет нерабочим, наконец, стал один из старейших советских праздников — День защитника Отечества. Ну и, конечно же, любимый многими поколениями жителей Советского Союза и Российской Федерации Новый Год сначала обзаведется вторым днем празднования (в 1992), а потом (с 2005) и вовсе превратится в небольшие зимние общенациональные каникулы.
О переменах и скачках в развитии российского общества можно судить хотя бы по тому, как часто переписывался календарь официально признаваемых государством праздников. Лишь только самые «семейные» из их числа — Новый год и Рождество — праздновались и подданными династии Романовых, и советскими гражданами, и жителями современной России (при этом оба — с солидным перерывом).
Очень многие из тех дат, что были знакомы и понятны нашим предкам, привели бы в ступор обывателей XXI века — столкнись бы наши современники с празднованием Царских дней или торжеством в честь Парижской коммуны. Те празднества, что благополучно перекочевали из СССР в Россию, вроде Первомая или Дня защитника Отечества, значительно растеряли свой идеологический заряд. А, в свою очередь, появившиеся уже в постсоветское время нерабочие дни еще только продолжают становиться привычными в массовом сознании.