Завтра, 27 сентября (14 сентября по ст.ст.), православные христиане отпразднуют Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.
Этот праздник — особый среди двунадесятых торжеств Церкви. Он единственный из них, что, во-первых, отсылает верующих к событиям, произошедшим спустя столетия после евангельских, и, во-вторых, является днем строгого поста без послаблений (в память о крестных страданиях Иисуса Христа).
В начале IV века гонения на христиан в Римской империи ушли в прошлое. Новый император Константин и его матерь Елена (будущие равноапостольные святые) открыто покровительствовали вере во Христа. Благочестивая императрица в 326 году пожелала сама обрести величайшую святыню — крест, на котором Господь принял искупительные для человечества муки.
Согласно легенде, после упорных поисков три деревянных креста обнаружили в горе мусора под одним из языческих храмов, что еще продолжали стоять в священном городе Иерусалиме. Как же удалось узнать, на каком из них распяли Христа? Прикладываясь именно лишь к одному из трех, болящие получали исцеление от недугов, — гласит церковное предание. После этого Патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать обретенную святыню народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
Интересно, что эти события имели место не осенью, а весной далекого 326 года — в Пасхальную неделю. Однако достаточно быстро сложилась традиция праздновать Воздвижение Креста Господня именно в сентябре, в память о завершении строительства храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Именно там было решено хранить обретенную святыню.
А еще спустя века в день Воздвижения Креста Господня стали вспоминать возвращение святыни из Сасанидской империи, куда его перенесли захватчики-персы. В середине VII века Крест в Иерусалим вернул восточно-римский император Ираклий.
Значение обретения этой святыни трудно переоценить для мирового христианства.
— Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. <…> И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, — ничем другим нельзя откупиться за любовь, — скажет уже в ХХ столетии в одной из своих проповедей Митрополит Антоний Сурожский.