— 24 мая (11 мая по старому стилю) 863 года принято считать «первоначальным освящением нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою» — такова официальная формулировка Святейшего Правительствующего Синода, учредившего этот праздник в память о святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии ровно тысячу лет спустя. Как День славянской письменности и культуры на государственном уровне он отмечается в современных России, Украине, Белоруссии, Чехии, Болгарии и Македонии.
Как же так вышло, что византийские миссионеры, прославившиеся своими трудами в Моравии (современные Чехия и Словакия), стали создателями русской письменности — кириллической азбуки?
Середина IX века была только зарей истории славянских народов. Одним из первых государств славян стала Великая Моравия, прародительница будущих Чехии и Словакии. Однако не все соседи признавали ее суверенитет: правители Восточно-Франкского королевства, одной из частей бывшей империи Карла Великого (раннего предшественника современной Германии), рассматривали моравских князей как своих вассалов и пытались подчинить себе.
По мере развития противостояния, моравский князь Ростислав решил подчеркнуть самодостаточность своего государства и с идеологически-религиозной точки зрения. В 862 году он отправляет послов к императору Византии с просьбой помочь создании собственного церковного управления в Великой Моравии.
И эта просьба была удовлетворена: в 863 году в Моравию прибывают братья-священники Мефодий и Константин (имя Кирилла он примет лишь в схиме перед своей кончиной). Миссионеры были прекрасно образованы, имели опыт дипломатических миссий в разных государствах, свободно владели славянским и несколькими другими языками (предположительно, они и сами были славянского происхождения — уроженцами современных Болгарии или Македонии).
Главным достижением Мефодия и Кирилла стало создание оригинальной славянской письменности. Историки, кстати, до сих пор не пришли к единому выводу, какой алфавит был разработан непосредственно самими святыми братьями. Начиная с XIX века, среди специалистов становится все более авторитетным суждение, что Мефодий и Кирилл создали не собственно кириллическую азбуку, а вышедшее из употребление глаголическое письмо. А уже учениками просветителей на основе глаголицы и была создана привычная для нас кириллица.
Миссия братьев в Моравии продлилась три года. Они переводили на славянский язык церковную и богослужебную литературу, обучали моравцев чтению, письму и совершению богослужений на славянском языке.
Увы, с военной и политической точек зрения, Византия не смогла оказать эффективную помощь Моравии. А Кирилл и Мефодий же были вызваны для объяснений в Ватикан (напомним, что в середине IX века Церковь была еще единой) — сама мысль о богослужении на «варварских наречиях» воспринималась тогда многими как ересь. Лишь великолепные ораторские способности братьев убедили Папу Римского Адриана II в том, что совершать богослужения можно и на славянском. Более того, в 869 году Папа рукоположил Мефодия во епископы (Кирилл в том же году скончался от болезни).
К 870 году князь Ростислав был свергнут франками, а его преемники предпочли признать верховенство своих западных соседей. Мефодий, после нескольких лет заточения и борьбы с недоброжелателями, был вынужден вернуться в Византию. После его кончины 885 году сторонники союза с Восточно-Франкским королевством добиваются в Моравии запрета славянской письменности. Ученики братьев были казнены, либо были вынуждены бежать в Болгарию и Византию.
Но их труды и жертвы не были напрасны. Спустя век с небольшим именно они помогли Киевской Руси сравнительно быстро и полноценно воспринять христианство в качестве государственной религии, обогатить и поднять на новый уровень культуру зарождающегося народа (ведь в то время, пусть и с небольшими расхождениями, еще продолжал существовать единый славянский язык). Потому и святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий в России, Украине и Белорусси почитаются не меньше чем там, откуда они родом (современные Македония и Болгария) и там, где они несли свое служение (Чехия и Словакия).