О русских первооткрывателях Курильских островов написано немало. Интересные материалы по этой теме имеются в книгах и статьях С.П. Крашенинникова, В.М. Головкина, Г.И. Невельского, В.А.Римского-Корсакова, И.А. Гончарова, Н.В. Буссе, А.С. Полонского, Ф.М. Августиновича, А.П. Чехова, И.П. Миролюбова (Ювачева) и ряда других авторов.
Рука об руку с географическими открытиями россиян шло на восток распространение Православия.
О том, с какими трудностями сталкивались скромные представители Православной церкви, можно узнать, заглянув на странички Прибавления к Иркутским Епархальным ведомостям от 29 июня 1874 года № 26, где напечатаны любопытнейшие материалы по истории сибирских миссий.
Немного истории. Проникновение христианства на Курилы началось еще в конце XVII — начале XVIII вв. После похода казаков В. Атласова в 1697–1699 годах, своеобразным плацдармом распространения православия среди племен населяющих Курильские острова становится Камчатский полуостров.
Мы не располагаем точными сведениями о первых попытках их христианизации. Известно, что в 1705 году на Камчатку был отправлен миссионером архимандрит Мартиан. Его миссия распространялась и на Курильские острова. Весной 1711 года он находился в отряде казаков Д. Анциферова в Большерецком острожке, при отражении нападения камчадалов и курилов.
После этого последовал первый поход казаков, возглавляемых Д. Анциферовым и И. Козыревским, на остров Шумшу, где Иван Петрович Козыревский стал не только первооткрывателем и исследователем, но и проповедником Православия. В последующие двадцать лет православие довольно широко распространилось среди аборигенов.
Историк Г. Ф. Миллер писал: «Прежде сего у тамошних жителей никакие веры не было. Но за двадцать лет по велению его императорского величества построены там и российские церкви и школы, которые надежду подают и сей народ от времени до времени из их заблуждения выведен будет. Монах Игнатий Козыревский, который при первой экспедиции Володимера Атласова еще бельцом был и с того времени в сей земле лет с двадцать жил, в сем деле немалое вспоможение учинил, такожде по многому прошению бедных, неимущих, старых, больных, раненых и иных от службы оставленных людей при реке Камчатке на пустом месте церковь с пределом и монастырь на свое собственное иждевение построил, в котором он потом сам постригся и Игнатием назван».
Голодные, битые, замерзая в студеные зимы, шли на восток простые священники, неся Слово Божье.
Обратимся, наконец, к рапорту, о котором идет речь в заголовке. Текст в данном случае воспроизводится в неполном соответствии с оригиналом: оригинальный отличается курсивом, заменяемые устаревшие слова — обычным текстом.
Из Рапорта в Камчатское Духовное Правление Камчатской проповеднической свиты священника Романа Верещагина
В прошлом 1795 году 20 числа по данному мне из оного Духовного Правления Его Императорского Величества указу, о следовании через Курильские морские острова к дальним мохнатым курильцам для проповеди слова Божия и крещения по желанию их с данным о проезде моем от Нижнекамчастких городничих дел подорожною, а от земского суда билетом, отправясь исследовать даже до четвертого-надесять острова с патриархальным священником Федором Верещагиным в одной байдаре…
26 июня 1795 года Верещагины прибыли на четвертый остров. Федор Верещагин вернулся на Камчатку, а Роман остался в ожидании прибытия посланным двумя байдарами к девятому-надесять острову к мохнатым курильцам. Посланныя вернулись 26 августа и сообщили, что показанныя мохнатые курильцы, между собой сожительствующие в своих урочищах с таковыми же мохнатыми курильцами имеют немирное сожитие. За каковою опасностию, а паче за поздностию времени и за неимением к продовольствию харчевых припасов, а к тому же и по приказанию сошлого Курильского таюна (вождя) Филлипа Слободчикова о таковом же их несогласии и не мирном сожитии 6 сентября того же года на одной байдаре вернулись на третий остров.
Прибыв к нему 4 Октября, миссионер Роман Верещагин был вынужден остановиться там на зимовку из-за раннего снегопада и спасать себя и находящихся при нем курильцев от голода всю ту зиму выкидкою из моря капустою, сбирая оную по морскому берегу, едва могли пробиваться и спасти себя от смерти.
Остановимся и мы на минуту и поймем, о каких островах идет речь: «даже до четвертого-надесять острова» это четырнадцатый остров и т.д.
В 1811 году выдающемуся русскому мореплавателю Василию Михайловичу Головнину было поручено описать Курильские и Шантарские острова и берег Татарского пролива. В ходе выполнения этого задания он вместе с другими мореплавателями попал в плен к японцам, где провел более 2-х лет.
Если обратиться к его «Сокращенным запискам, веденным в 1811 г. при описи Курильских островов», т. 1 и «Запискам флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах», с приобщением замечаний его о японском государстве и народе, то собственные имена Курильских островов и их числовые эквиваленты выглядят так:
- Шумшу (Первый)
- Парамушир (Второй)
- Ширинки (Третий)
- Маканруши (Четвертый)
- Онекотан (Пятый)
- Харимкотан (Шестой)
- Шиашкотан (Седьмой)
- Экирма (Восьмой)
- Чиринкотан (Девятый)
- Мушир (Десятый)
- Райкоке (Одиннадцатый)
- Матуах (Двенадцатый)
- Расшу (Тринадцатый)
- Ушишир (Четырнадцатый)
- Кетой (Пятнадцатый)
- Симушир (Шестнадцатый)
- Северный и Южный Чирпой (Семнадцатый)
- Уруп (Восемнадцатый)
- Итуруп (Девятнадцатый)
- Кунашир (Двадцатый)
- Шикотан (Двадцать первый)
- Хоккайдо (Двадцать второй)
То есть речь идет о Шумшу (Первом), Парамушире (Втором), Ширинке (Третьем), Маканруши (Четвертом), Харимкотане (Шестом), Ушишире (Четырнадцатом), Урупе (Восемнадцатом), Итурупе (Девятнадцатом). Однако в более раннем периоде Академик Миллер, описывая Курильские острова, руководствуясь отчетом И.П. Козыревского, третьим островом называл Мушу, или Оникутан (теперь Онекотан). Скорее всего, все же речь идет о третьем острове — Онекотане.
Впрочем, вопрос о названиях отдельных Курильских островов — один из самых запутанных в исторической географии Дальнего Востока. Айны — народы, населяющие Курилы, окрестили каждый остров в отдельности. С айнского языка: Парамушир — широкий остров, Онекотан — старое поселение, Ушишир — земля заливов, Чирпой — птички, Уруп — лосось, Итуруп — большой лосось. Общее название «Курильские острова» произошло от слова «куру», что на языке айнов означает «человек».
В рапорте есть выражения «дальние курильцы», а также «ближние Курильские острова» и «дальние Курильские острова». К «ближним Курильским островам» относились первые два острова Шумшу и Парамушир, к «дальним» — все остальные, расположенные к югу от названных, включая Хоккайдо. Население «ближних» и «дальних» Курильских островов незначительно различалось по языку и культуре. «Ближние» курильцы (включая жителей юга Камчатки) были метисами, происшедшими от браков между ительменами и айнами. «Дальние курильцы», будучи истинными айнами, отличались от «ближних» не только особенностями языка и своей материальной культурой, но и «в телесном виде», в частности, обильным волосяным покровом на теле, за который они получили у русских название «мохнатых курильцев». (Сергеев М.А. Курильские острова. М., 1947)
Первое в России описание курильского народа относится к середине XVIII века и принадлежит перу С.П. Крашенинникова: «Все вообще (дикие народы Камчатки и островов) житием гнусны, нравами грубы, язычники, не знающие Бога и не имеющие никаких письмян… Курилы говорят тихо, плавно, свободно и приятно. Слова в языке их посредственны, гласных и согласных в них умеренно; но и самой народ всех диких народов добронравнее, осторожнее, правдивее, постояннее, обходительнее и честолюбивее».
Английский зверопромышленник капитан Сноу, долгое время вынужденно проживавший у айнов на Итурупе, так описывал их: «Айны широкоплечи, стройны, крепки, и если их вымыть и причесать, то можно счесть за красавцев. Преувеличенная слава их волосатости, без сомнения, обязана их контрасту с гладкокожими, лысыми китайцами и японцами. У них светлая кожа и европейский разрез глаз, конечности и фигура прекрасно образованы, голос очень приятный… Хотя им много приходится работать, но они полны веселья и любви к забавам».
Айны не имели своей государственности, жили родами, во главе со своими старшинами — тоенами. Большие патриархальные семьи состояли иногда из 25 сородичей.
Численность айнского населения Курильских островов была незначительна. К середине ХVIII в. на первых (к югу от Камчатки) 18 островах проживало 270 человек мужского пола, т.е. немногим более 500 человек обоего пола. На Кунашире и Итурупе — 1500 человек обоего пола, на Шикотане — 97 человек. (Таксами Ч.М., Косарев В.Д. Кто вы, айны? М., 1990)
О священнике Романе Верещагине существуют добрые воспоминания членов экспедиции мореплавателя Джеймса Кука.
Многие помнят веселую песенку Владимира Высоцкого «Почему аборигена съели Кука», но немногие знают, что третье кругосветное плавание Кука тесно связано с Камчаткой. Эта экспедиция должна была найти так называемый Северо-Западный проход, соединяющий с севера Тихий и Атлантический океаны. Северо-Западным его называли потому, что первые попытки пройти этим путем предпринимались со стороны Атлантики. Кук должен был первым испытать судьбу с другой стороны.
В состав экспедиции входили два корабля: «Резолюшн» водоизмещением 462 тонны с экипажем 112 человек под командованием самого Кука и «Дискавери», водоизмещением 300 тонн с 74 членами экипажа, которым командовал Чарльз Кларк (в некоторых источниках Клерк), участвовавший в первом и втором кругосветном плавании Кука в качестве его третьего, а потом второго помощника. Тридцатипятилетний Кларк болел туберкулезом, но был вынужден пойти в плавание, стоившее ему жизни, так как в Англии ему грозила долговая яма. Ростовщики преследовали его за обязательства, взятые им, чтобы выручить из беды старшего брата.
12 июля 1776 года корабль Кука вышел из Плимута. В декабре 1777 года отважными мореплавателями были открыты Гавайские острова (Кук назвал их Сандвичевыми) — место будущей гибели командора. Дальше путь экспедиции лежал по направлению к Берингову проливу. 14 августа 1778 года исследователям удалось пересечь Полярный круг, но затем бесстрашным морякам пришлось повернуть назад.
Согласно инструкциям Адмиралтейства, экспедиция могла перезимовать на Камчатке, но Кук решил вернуться на гостеприимные Гавайи, где в результате конфликта, по поводу украденной туземцами шлюпки, Кук трагически погиб. Командование экспедицией принял капитан корабля «Дискавери» Чарльз Кларк.
После принятия командования, он имел право сразу возвращаться домой, но в память о своем командире решил завершить начатое, и корабли экспедиции опять пошли на север! Перед новой попыткой штурма Арктики корабли все-таки зашли на Камчатку. Именно через Петропавловск и было отправлено в Англию сообщение о гибели Джеймса Кука.
Экспедиция Кука пришла в Петропавловск в апреле 1779 года. Корабли экспедиции простояли в Петропавловском порту почти полтора месяца. 12 июня 1779 года уже смертельно больной к тому времени капитан Кларк повел свою флотилию на новый штурм северных широт. Несмотря на героизм и самоотверженность моряков, выше 70-го градуса им пройти не удалось. Путь им преградили ледяные поля. Восемь дней в сложнейших условиях они маневрировали, пытаясь пробиться дальше, но снова были вынуждены отступить. На обратном пути, перед самым заходом в Авачинскую бухту, 22 августа 1779 года капитан Чарльз Кларк умер. Перед смертью он завещал похоронить себя в селе Паратунка: это место поразило его своей красотой во время предыдущей стоянки флотилии. Но священник, который жил тогда при церкви в Паратунке, не разрешил хоронить лютеранина Кларка в благословенной паратунской земле.
Лейтенант Дж. Барни писал в своем дневнике: «Пятница, 27 августа. Этой ночью прибыл наш старый друг приходской священник из Паратунки Роман Федорович Верещагин и утром посетил капитана Гора. Он отказался хоронить капитана Кларка в Паратунке, ссылаясь на то, что мы не христиане или, по меньшей мере, люди, не приобщенные к греческой церкви, но предложил предать тело земле в том месте, где в будущем году должны построить церковь и где похоронено много русских… Взяв в расчет, что людей этих убедить невозможно, мы согласились… Вечером вырыли могилу у подножия дерева в самой глубине бухты Петра и Павла...»
«…Воскресенье, 29 августа. Между 12 часами и 1 часом тело капитана Кларка было предано земле с воинскими почестями, достойными его ранга по церемониалу, принятому англиканской церковью. С кораблей было дано 12 пушечных выстрелов, и солдаты трижды салютовали из мушкетов у могилы. На погребении присутствовали капитаны, все офицеры обоих кораблей, священник, сержант. В качестве зрителей было много русских и большинство наших матросов».
Место погребения было огорожено частоколом. Кроме того, два старых товарища по плаваниям посадили поблизости несколько ив. На памятной дощечке третий и последний руководитель несчастливой экспедиции — капитан Гор — приказал написать следующее: «У подножия этого дерева покоится прах капитана Чарльза Кларка, который принял командование его величества кораблями „Резолюшн“ и „Дискавери“ по смерти капитана Джеймса Кука, который умерщвлен был на одном острове Южного моря 14 февраля 1779 года. Умер в море от легочной чахотки 22 августа того же года в возрасте 38 лет».
Итак, о Романе Верещагине (1735–1801) из дневника помощника хирурга Д. Самвелла:
Священник Роман Федорович Верещагин имеет от роду 44 года и родился в Большерецке. Отец его был русским, мать — камчадалкой. У него было пятеро или шестеро детей и их, и жену он достойно содержал, получая 80 рублей в год. Ежегодно летом он в открытой лодке совершал переход на ближайший из Курильских островов, чтобы наставлять его обитателей в христианской вере. Первый раз он там побывал в 1777 году. Он обратил в христианство жителей 14 Курильских островов. У камчадалов он пользовался большим уважением и говорил на языках Верхней и Нижней Камчатки, Пенжинской [Пенжинского берега] и Курильских островов. Это был умный, щедрый и мыслящий человек, хотя его так и нельзя было убедить, что Лютер и Кальвин были достойными особами. Поведение его было очень общительным, и к людям он хорошо был расположен, и эти качества создали ему доброе имя и известность у многих обитателей Камчатки.
Священник в Паратунке, личность весьма примечательная. С его отцом, «служилым» человеком, летом 1738 г. встречался С.П. Крашенинников.
Два сына этого служилого человека, по словам И.Ф. Крузенштерна, «сделали величайшую честь своему состоянию». Старший, Роман сыграл большую роль в распространении русской культуры на Камчатке и Курильских островах, на которых он неоднократно бывал. Р.Ф. Верещагин в совершенстве владел камчадальским и корякским языками и пользовался у коренных жителей Камчатки огромным авторитетом.
…Роману новый руководитель проповеднической миссии Пахомий исходатайствовал увольнение с казачьей службы и лично в 1758 году 13 мая представил в Иркутске к рукоположению в диаконы. Прослужив в этом сане при Большерецкой церкви около 10 лет, Роман Верещагин, вторично посланный в Иркутск 14 ноября 1767 года рукоположен в священники и был первоначально определен к Нижнекамчатской Николаевской церкви, а потом переведен в проповедническую свиту. Временно служил и при паратунской церкви. Умер в Нижнекамчатске 11 апреля 1801 г.
Вернемся к нашему Рапорту:
4 Марта 1796 года миссионер Роман Верещагин и курильцы переплавились на шестой остров, где застали курильцев со второго острова, которые находились там для промысла. Роман убедил их вернуться на второй остров 15 мая, где по долгу службы курильцами учинить поучение, а паче по ненахождении тогда в том острове парохиального священника, послал курильцев на дальние расстояния объявить, чтоб они если пожелают притти в настоящее урочище для удовольствования их духовными требами.
Посланные в селения застали господина исправника Панова, который выслушав их требования и желания, строго приказал курильцам не слушать священника и к проезду каюр (погонщики собак или оленей) не давать. 27 мая исправник Панов прибыл на второй остров и чрез незаконные к ним страсти и битья оных своими руками, приказывая не слушать священника и не подходить к нем под страхом наказании, а имеющихся при Романе байдар и людей отобрать. Напоследок исправник через старшину первого курильского острова Ивана Сорожева приказал обвенчать курильца Матвея Зосимова на родственнице. О родственных связях священнику сообщил другой курилец Пинанкуров по прозвищу Устя. Услыша отказ, Панов за донос о родстве, немилостивно бил по щекам и бил до крови, а меня за непслушание к тому злохищренным своим гневом наполнял и стал наиболее к бедственному моему сожитию в оном острове изнурять, требуя с помощью Сторожева Указ из Духовного правления и через тамошнего таюра Егора Федорова подорожную и от земского суда билета.
Оставив Романа Верещагина с двумя неимущими курильцами, Панов отбыл со второго острова и приказал им, чтобы байдары переломали, а доски побросали в море.
Смертельный голод заставил меня принимать и питаться морскою капустою и ракушками и жил он все лето яко варвар, а не христианин. Еще же по отправлении им Пановым находившегося тогда при мне матроса Осипа Охлопкова… приказал ему Охлопкову не только меня не принять, но писем никаких от меня не брать и заказов не принимать.
19 Августа тамошний закащик Федоръ Притчинъ по просьбе священника перевез его с двумя курильцами и малолетнимина первый остров. А оттуда 29 Сентября Роман прибыл, наконец, на Камчатку.
О своих бедствиях Роман Верещагин и рапортовал:
Того ради о всем вышеописанном камчатскому духовному правлению сим донесся и покорнейше прошу о нагло и безвинно сказанном г. исправником Пановым меня нижайшего в курильских островах к непослушанию и уничтожению проповеди Слова Божия и исправления мирских духовных треб ко высканию справдливости предаю сие на главное оному правлению распоряжение, и куда надлежит представлению.
Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, их Правительствсвующего Сената, Господину Действительному Тайному Советнику, Сенатору Иркутскому и Тобольскому Кавалеру Ивану Осиповичу Селифонтову. По указу Его Императорского Величества правительстсвующий Сенат слушали ведение святейшаго Правительствующаго Синода, в котором приписывал донесение Вениамина Епископа Иркутскаго, последовавшее по поводу таковагожь вступившаго к нему камчатской проповеднической свиты от протоиерея Никифорова, что из оной свиты на острова вокруг Камчатки находящиеся курильские и другие, священники нетокмо для приведения в христианскую веру тамошних народов не крестившихся еще, но и для утверждения восприявших оную, исправлением у них духовных треб с давняго времени неотправляются, по не дач от тамоших команд для проезду подорожен и позапрещению от них камчадалов давать священникам подводы и проводников, даже и за прог. и что хотя вступающие в православную веру получают билеты от священников на узаконенную льготу, состоящую в увольнении на три года от платы ясака, однакоже по оным таковаго увольнения нижнекамчатским земским судм и казначейством не делается; а от сего камчадалы в восприятии христианской веры затрудняются и останавливаются, порицая священников неверными и обманщиками. Почему протоиерей Никифоров и просил Епископа Вениамина об отвращении таковых препятствий в богоугодном деле сделать надлежащее представление…
23 декабря 1803 года.
Важно отметить, что проблемами включенных в состав Российской империи Курил и населявших их народностей непосредственно занималась императрица Екатерина II. Существует документ от 30 апреля 1779 года «Указ Екатерины II Сенату об освобождении от податей населения Курильских островов, принявшего российское подданство». Указ гласит: «Ея И.В. повелевает приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведенное уже с ними знакомство. А при том обо всех состоящих в подданстве народах, которые обитают на лежащих от Камчатки к востоку Курильских островах, в рассуждении ясачного с них сбора разсмотреть и по примеру вышеупомянутого постановленнаго ныне от ея И.В. о мохнатых курильцах правила сделать надлежащее определение, и что учинить, об оном уведомить его, генерал-прокурора, без продолжения».
У этой истории есть окончание.
31 октября 1804 года Генерал-Майор Кошелев рапортовал Господину Действительному Тайному Советнику, Сибирскому Генерал-Губернатру и Кавалеру Селифонтову:
Ваше Высокопревосходительство при повелении сего года Апреля 16 дня № 853 препровождая копию с указа последовавшаго из Правительствующаго Сената к Вашему высокопревосходительству от 23 Декабря прошлаго 1803 года, о сделанном в Св. Правительствующий Синод от Преосвященнаго Вениамина Епископа Иркутского донесения по поводу таковагож вступившаго к нему Камчасткой проповеднической свиты от протоиерея Никифорова о чинимых проповеднической свите в приведении камчадалов в христианскую веру и утверждении воспиявших оную. Предписать мне изволили… сделать мое заключение.
Павел Иванович Кошелев (1764 — после 1831) — российский командир, генерал-майор, участник Русско-турецкой войны 1787–1791 годов, Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813–14 годов, вступил на должность Камчатского коменданта летом 1802 года. По отзывам современников исключительно честный и добросовестный человек, повел решительную борьбу с местным казнокрадством, взяточничеством и разнузданным произволом, чем вызвал резкое недовольство губернских сибирских властей. Так однажды Кошелев резко отозвался о чиновниках из Иркутска, назначенных членами областного правления:
«...Ваше Превосходительство, чтобы избавиться от всех главнейших негодяев и пьяниц в Иркутске, или по каким-либо другим неизвестным для меня причинам, прислали их сюда членами областного правления, и потом требуете, чтобы я присутствовал и советовался с этою грязною компанией свиней. Но если бы я и решился на эту меру, то этим стеснял бы только вас, ибо тогда бы ни Пестелю, ни вам не писать таких диких предписаний областному правлению, какие пишутся теперь».
Деятельность Кошелева на Камчатке получила в свое время высокую оценку руководителя первой морской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна. В период пребывания в Петропавловском порту фрегата «Надежда» (1804–1805 гг.) камчатский командир П.И. Кошелев принял на себя все заботы об экипаже первого русского корабля, совершившего плавание из Балтики в Тихий океан. П.И. Кошелев принял деятельное участие в подготовке плавания «Надежды» в Японию с дипломатической миссией Н.П. Резанова. Отправляясь в сентябре 1804 года из порта Петропавловского в Японию, Крузенштерн назвал самую южную возвышенность полуострова Камчатка «в честь достойного камчатского губернатора горою Кошелева».
…Во исполнение сего Вашего высокопревосходительства повеления, дабы узнать совершенно от кого именно чинятся проповеднической свите в исправлении богоугоднаго дела помешательства, относился я минувшаго Сентября 30 числа здешней проповеднической свиты к проиерею Никифорову. С тем, чтобы он мне дал знать, каким земским членам и кому именно из камчадалов и в которое время письменно или словесно было приказано не давать подвод проповеднической свите даже и запрогоны? А также кто препятствовал той свите выезжать в лежащие около Камчатки Курильские острова? От каких команд и от кого именно из служителей чинятся означенной свите в отправлении богоугоднаго дела помешательства? И было ли от священников или проповеднической свиты в казначейство об увольнении вновь крестившихся камчадалов от платежа ясаков уведомление?
На что означенный протоиерей сего Октября 29 дня извещал меня, что таковые препятсвия не только отражаемы от здешней свиты, но даже и епархальным священником для проповеди Слова Божия и исправления мирских духовных треб делаемы были от находящагося здесь в 1795, 1796 и 1797 годах бывшаго земскаго исправника сенатскаго регистратора Панова, от коего по округе Камчатской не только даваемы были словесныя, но даже и письменныя по селениям тоенам приказания, особливо по берегу Укинскому, коими воспрещал он давать священникам подводы, даже и за собственные прогоны, почему епархиальные священники в исправлении мирских духовных треб останавливались… Относительно до дачи священниками билетов на узаконенную от платежа льготу восприявшим Святое Крещение, то таковые билеты были на первом Карагинском острову вновь крестившимся, от коих означенные билеты были отобраны ездившим туда для сбора в казну ясака дворянским заседателем Антипиным, почему тем восприявшим Святое Крещение, не делано от платежа ясаков льготы…
От Духовного Правления в Нижнекамчатский земский суд была отправлена ведомость о крещеных инородцах, однако Камчатское казначейство уведомило Кошелева, что хоть от земского суда об увольнении восприявших Святое Крещение ясашных народов на трех-годичное время от платежа в казну и было сообщаемо; но за неимением от начальства на то повелением, казначейство таковой льготы оным недавано, а притом по здешнему округу ясашные платат ясак не почислу имен душ, а вообще по родам и селениям.
Выводы П.И. Кошелева:
1) Камчасткой проповеднической свите и епархальным священникам было чинено препятсвие … от бывшего земского комиссара сенатского регистратора Панова, о коем известно из указа Иркутскаго Губернскаго правления последовавшаго в упраздненный Камчатский суд прошлого 1802 года Сентября 30 дня, что он должен прибыть сюда по делу с Курильцами над ним происходившему и о прочих противозаконных поступках… а дабы узнать точно ли бывший исправник Панов по Камчатскому округу давал по селениям тоенам письменные приказания о недаче священникам подвод даже и за прогоны, то писал я отправляещемуся ныне для переписи Камчатскаго округа камчадалов в должности областнаго земскаго исправника 9 класса Донину, чтобы он таковые письменные приказания… отобрал…
2) С прибытия моего к вверенной мне должности не только таковыя препятствия проповеднической свите от кого либо чинятся, но истребляются по мере данной мне власти…
3) На сем полуотстрове обитающие камчадалы вообще все крещены и восприяли давно христианскую веру, следовательно…. довольно в год двух раз для объезда в начале и в исходе зимы… а по призыву мирян на ближние острова для крещения младенцев, исповеди и прочих экстренностей могут священники отправляться и сверх назаначенных двух раз.
4) Для просвещения и крещения коряк и … еще не восприявших крещение, нужно из проповеднической свиты отправляться в жилища оных поочередно протоиерею и священнику, каждому в год не более одного раза в зимнее время.
5) Для таковых разъездов священникам, как от проповеднической свиты, так и приходских церквей дабы не отяготить в малолюдстве окружных жителей давать с проводниками на каждого не более двух подвод за указанные прогоны и сие в таком случае, когда с ними будут следовать причетники, а протоиерею за таковые же прогоны по три подводы разумья в каждую подводу в двои сани. Сумма же таких прогонов отпуском должна зависить от духовнаго начальства.
6) Из истории о Японцах довольно известно, что они имеют большую ненависть к христианству, о чем изъснялся со мною бывший с посольством в Петропавловской гавани двора Его Императорского Величества действительный камергер Резанов, что по таковой японцев к христианству ненависти, не иметь он и все при нем находящиеся даже и святых икон и крестов, дабы тем не сделать препятствий в намерении с каковым он к Японскому двору послан с желаемаю для России вожделенностью открытия с японцами полезной нашему отечеству торговли, а посему до настоящего утверждения торговли Российской державы с японцами, нужным нахожу действием в просвещении курильцев обитающих на девятнадцатом Курильском острову независящим от Российского владения, но более союзным с японцами по торговым с ними оборотам, здешней прововеднической свите на время удержаться, дабы через проповедь слова Божия не навлечь России от Японцев ненависти и помешательства означенному посольству в открытии полезнейшей для нашего отечества торговли, а притом в такую отдаленную страну, каков девятнадцатый Курильский остров для проповеди слова Божия проповеднической свите по причине ненависти японцев к христианству пущаться опасно тем более, что японцы к девятнадцатому Курильскому острову близки и часто бывают на оном, да и расстояние между островами Курильскими от десяти и до семидесяти верст через которое длолжны переплавляться на небольших байдарах имея в гребцах от шести и двенадцати человек; и сих людей должно брать с перваго и втораго курильских островов на коих находится всех обитателей не более тридцати человек. И так и из сего по причине малолюдства курильцев на первых островах находящихся, предвидится неудобство проповеднической свите, отправляющихся в дальние Курильские острова, дабы отлучивши с собою с первых островов людей, которые и должны в ожидании мохнатых с девятнадцатого острова находиться в таковой отлучке не менее года, а чрез то оставшияся их семейства будут без довольной для себя пищи, а когда с помощью Бога постановится у России с японцами дружественный союз и будут Россияне свободно отправлять с ними торговлю, тогда по усмотрению Вашего Высокопревосходительства и по соображению обстоятельств по предмету открытия с японцами торговли, если Ваше Высокопревосходительство изволите признать за нужное, может здешняя проповедническая свита отправляться для проповеди слова Божия девятнадцатаго курильскаго острова … годом один раз. И ежели в намерении получить желаемый успех и несколько мохнатых курильцев привлекут в христианскую веру, тогда в последующие времена, по причине означеннаго малолюдства перваго и втораго острова курильцев может отправляться не иначе как через два и три года.
7) К обитающим на ближних островах восприявших уже крещеную веру курильцам, зависящим от приходской церкви для исправления мирских духовных треб может той церкви священник отправляться к ним через год или два, смотря по обстоятельствам…
8) Относительно до увольнения крестившихся от платежа ясаков на трехгодичное время, то дабы дать им почувствовать и вселить более к восприятию крещения охоты, признаю за нужное следовать узаконенным в сем случае прежде постановленным.
9) Если сверх чаяния моего в последствии времени от кого либо случатся проповедничекие свиты в отправлении богоугоднаго дела помешательства или от самих священников каковые либо злоупотребления, тогда оныя и даже самыя к тому виды во время моего здесь пребывания прекратятся соразмерно данной мне власти о чем вашему Высокопревосходительству доношу.
Из Нижнекамчатска.
Октября 31 дня 1804 г.
Обратите внимание на пункт 6: как много Кошелев пишет о российско-японских отношениях. Известно, что отношения Резанова с Крузенштерном не сложились. По прибытии на Камчатку губернатор Кошелев устроил разбирательство конфликта. Он нашел Крузенштерна виновным в неподчинении Резанову и нанесении ему оскорбления как Чрезвычайному посланнику. Крузенштерн признал себя таковым и просил Кошелева помирить его с начальником экспедиции.
Кошелев согласился и вскоре убедил Резанова поставить интересы дела выше личных обид.
8 августа 1804 года командир корабля и все офицеры явились на квартиру Резанова в полной форме и извинились за свои поступки. Резанов в тот же день написал Кошелеву письмо, в котором объяснил, что хотя он и просил произвести по известному делу законное следствие, но считает раскаяние господ офицеров, в присутствии его принесенное, порукою в их повиновении: «…весьма охотно все случившееся предаю забвению и покорнейше прошу вас оставить бумаги мои без действия». Примирение состоялось, и начались приготовления к посольству в Японию, тогда закрытую страну для европейцев. Перед путешествием был составлен «Перечень вопросов и ответов для русского посольства в Японии» (не позднее 20 сентября 1804 г.), среди которых были и такие вопросы:
- Какая вера в России?
Так как империя Российская весьма обширна, то все веры, богослужения и обряды в ней позволены и имеют публичные храмы, но господствующая вера есть греческая.
- Христиане ли вы?
Христиане, но греческого исповедания, а не португальскаго и гишпанскаго. Папы мы не признаем, ибо великий император наш есть сам начальствующий над своим духовенством и высокая воля его непосредственно дает места первым духовным чинам в империи и лишает их сего достоинства по единому своему произволу.
- Какая разница в христианской вере вашей с прочими верами христианскими?
Великая, ибо 1) многие христиане подчинены папе, а россияне кроме своего государя никакой духовной власти не признают, великий Российский император сносится с папою не так как с духовною особою, но как с малоземельным владетелем; 2) все веры, как-то: японcкая, китайская, магометанская, еврейская и другие, в ней позволены и многие имеют публичное отправление богослужения в храмах по обрядам своим, чего в других христианских государствах не позволяется; 3) никого к крещению в России не принуждают; 4) самые догматы и обряды наши разнятся уже много и тем, что великий император наш есть сам начальник духовенства…
Пройдет немного лет и другой путешественник В.М. Головнин найдет оправдание ненависти японцев к христианству: «Японцы не могут называться гонителями чужих вер; доказательством тому служат различные секты, в их собственном государстве исповедуемые, и поклонение курильцев; но они не терпят христианской религии, ибо католические священники, под разными предлогами жившие в Японии и пользовавшиеся всею возможною свободою, начали проповедовать христианскую веру, успели многих обратить и произвели самую ужасную междоусобную войну. И потому теперь, по изгнании и совершенном истреблении христиан, на вывешенных в публичных местах, на площадях и в улицах каменных досках в числе иссеченных на них законов первым пунктом стоит: кто уличит человека, исповедующего христианскую веру, тот получит в награждение 500 серебряных монет. Также есть у них закон, чтобы господа не прежде нанимали слуг, как получив от них письменное объявление, что они не христиане. Сверх того, в городе Нагасаки, где христианство в прежние времена более всего распространилось, сделана лестница, состоящая из нескольких ступеней, на коих положена утварь католической церкви. По сей лестнице в каждый новый год японского календаря все жители города Нагасаки должны пройти в знак того, что они не христиане. Переводчики наши уверяли нас, будто некоторые христиане, там живущие, делают то же из корыстолюбия. Но чему дивиться — разве в Европе не то же самое случается ежедневно? Ложная присяга не есть ли попирание ногами христианской религии?».
Фактический запрет Кошелева возмутил жителей Курил, и айны острова Усишир обратились к камчатскому протоиерею Никифору с жалобой. Приведем выдержки из нее: «…Прадеды наши, быве в вере неизвестной, затем по произволению Божию приняли веру христианскую и были ежегодно посещаемы священниками, но с 1803 года не приезжал к нам ни один священник, почему младенцы умирали без крещения, взрослые остаются без сподобления Таин и без учения, умершие погребаются без отпетия, и мы — жители 14 острова убедительно просим протоиерея или самому посетить нас, или прислать священника». Однако, просьба островитян осталась без ответа. Дело в том, что поездки священников на острова были сопряжены с большими материальными затратами, которые тяжким бременем ложились на плечи камчатской администрации.
В результате доноса Пестеля 14 ноября 1806 года генерал-майор Кошелев был отрешен от должности камчатского командира и определен состоять по армии.
Дипломатическая миссия Н.П. Резанова в Японии не удалась. Николай Петрович умер по дороге, возвращаясь в Петербург, в Красноярске 1 марта 1807 года.
Спустя 70 лет японский посланник Эномото Такеяки, возвращаясь из Петербурга в Японию, разыщет могилу Н. П. Резанова и напишет в своем дневнике:
19 августа 1878 года
Ясно.
В 11 утра посетил Воскресенский храм, посмотрел могилу Рязанова. Настоятель храма тепло меня встретил. Дал бумагу, на которой была надпись с могилы Рязанова. В храме отстоял службу. Потом я рассказал о своем путешествии, похвалили состояние дорог. Мне сказали, что об этом говорил и посол Австрии Конт Дич, который здесь был и посол Италии Конт Фе. Земля Сибири богата не только землей, но и золотом и медью. Жаль, что население здесь малочисленное…»
Ниже текст о могиле Рязанова:
Запись в Красноярске.
В Воскресенском храме Красноярска стоит большой могильный знак Рязанова. Размер: 5 сяку 4 хо. На знаке надпись: «1 марта 1807 года скончался в Красноярске, похоронен 13 числа. Воздвигнут в память о заслугах Николая Петровича Рязанова. Памятник поставлен Русско-Американской компанией 13 августа 1831 года».
Задержка с похоронами была связана с получением разрешения на захоронение в храме. Сам храм построен 200 лет назад.
Известно, что виконт Эномото Такэаки перевел на японский язык труд А. С. Полонского «Курилы» по истории открытия, исследования и освоения Курильских островов. Хотя рукопись не была опубликована, но она долгое время находилась в научном обороте в Министерстве иностранных дел Японии. Сам Эномото в письме сестре так обозначил цель своего путешествия: «Вообще японцы боятся русских и думают, что они вот-вот нападут на Хоккайдо. Но я считаю, что это глупое предположение, не имеющее под собой никаких оснований. Я хочу проехать по территории России и рассеять эти подозрения японцев, описать хотя бы часть того, что я увижу».
Такэаки Эномото умер в 1908 году в возрасте 72 лет. Его могила находится в храме Киссе-дзи.
Очаг Православия на Курильских островах, возникший в первой половине XVIII в., никогда с тех пор не угасал. Неоднократно на Курилах бывал с визитом епископ Камчатский, Курильский и Алеутский — будущий святитель московский Иннокентий (Вениаминов). Но это уже другие истории…
Дина Незеленая